Чтобы не теряться на сцене
В октябре театральная школа Gogol School запускает новый курс «Публичные выступления», в рамках которого тренер Галина Кушнарева и мастер Илья Ромашко расскажут о том, как побороть страх публичных выступлений и добиться наилучшего результата на практике. Мы попросили мастеров курса поделиться десятью лайфхаками, которые помогут не теряться перед зрителями, донести свою точку зрения до публики, а главное — не бояться.
Как запомнить текст
Галина: Мне нравится технология рисунка, пиктограммы. Делите информацию на смысловые блоки и к каждому рисуете свое обозначение. Одного взгляда на изображение бывает достаточно, чтобы вспомнить последовательность изложения информации. Визуальная память очень сильна. А то, что вы сами нарисовали, поможет значительно лучше, чем распечатанный текст.
Илья: У каждого свой способ запоминать текст. Поэтому универсальных лайфхаков нет. Есть первый способ. Если вам предстоит публичное выступление с презентацией, то вам просто нужно сесть и по слайдам самому от руки ее нарисовать. Можно сделать это схематично, если слайдов очень много. Зубрить информацию не нужно — нужно понять, что ты хочешь сказать, какие аргументы будешь использовать, и запомнить поворотные моменты в твоей речи. Способ номер два, мой любимый, — снять кино. Когда я учил какой-то большой текст, я снимал про него кино. Это пять часов чтения. Кино может иметь под собой что угодно, например ассоциации, которые рождает у тебя в голове текст. Это не нужно объяснять, просто так работает. Третий вариант работает, если у тебя есть время. Берешь текст и идешь туда, где никогда раньше не был, гуляешь там. И пока гуляешь, представляешь, будто вешаешь слова на статуи, мимо которых идешь. И когда будешь рассказывать текст, просто мысленно проходишь этот путь. Важно выбрать незнакомое место, чтобы слова из разных речей не путались.
Галина: На тренинге по развитию памяти Мазина Татьяна говорила, что можно даже в своей комнате мысленно «развесить» блоки информации. И ты не запутаешься, потому что свою комнату ты вспомнишь всегда. Шаг за шагом переходишь от одной части текста к другой. Но лично я все-таки придерживаюсь метода рисования. Мы распределяем информацию по блокам и образно фиксируем через какой-то понятный для нас символ. Вот в этом блоке, например, у нас три посылки, а вот в этом все смеются, потому что ты рассказываешь историю. Можно даже положить на стол страницу с рисунками и подглядывать периодически. Но она должна быть одна, чтобы не переворачивать и не шуршать бумагой. Потом подходишь к столу, бросаешь взгляд и сверяешься, что ты сказал, а что еще предстоит сказать.
Как удержать внимание публики
Илья: Это все равно что спросить, как быстро перебрать мотор. Но есть три основных момента. Первое — это искренность; второе — вера в то, что ты говоришь; третье — четкое понимание того, зачем ты говоришь. Фразы «меня назначили» или «меня заставили прийти» здесь не срабатывают.
Галина: Чтобы удержать внимание публики, нужно встать на место слушателя, думать о его интересах. Нужно понимать, чем эта информация будет ему полезна. Никому в мире не нужны дрели — всем нужны отверстия в стене, а если пойти дальше, то всем нам нужны повешенные полочки и картины, а если пойти еще дальше, то нужны уют, удобство и красота, но точно не дрель сама по себе. Второй принцип — заставить людей работать. Я рекомендую задавать им вопросы, заставлять их думать, вовлекать в процесс, интерактивно взаимодействовать с аудиторией. Эта одна из самых важных задач любого спикера. Третье — преодолеть этап отчуждения и доказать, что ты «свой». Люди в самом начале не готовы воспринимать информацию, пока ты не доказал, что тебе можно доверять, что ты разбираешься в теме, что понимаешь нужды этой аудитории. Для установления связи хорошо работают комплименты аудитории, личные истории, живое общение, выяснение позиции аудитории по тому вопросу, о котором вы собираетесь говорить.
Илья: Можно ошибиться и позволить аудитории тебя поправить. В зале наверняка есть человек, который компетентней тебя, поэтому нужно его внутренне уважать. В речи должно быть примерно семь неожиданных акцентов. Их задача — вернуть внимание зрителя к тебе. Ты сам решишь, когда это будет уместно.
Что делать с руками во время презентации
Галина: В идеале руки должны быть вдоль тела. А когда вам нужно что-то подчеркнуть, вы используете жесты.
Илья: Жесты очень важны. Люди часто допускают из-за них ошибки. Они выбирают какую-то одну позу и думают, что выглядят уместно. Даже если поза не так плоха, не нужно принимать ее каждый раз. Это скучно. Есть закрытые жесты, когда мы защищаем живот от чего-то. А когда мы все-таки открываемся, не должно быть сломанной кисти или так называемой позы крокодильчика.
На самом деле ты можешь выбрать любую позу, даже позу диктатора. Главное понимать, зачем ты это делаешь. Руками нужно брать пространство: чем больше локаций ты схватишь, тем лучше.
Как подготовить голос к выступлению
Илья: За два часа до выступления — никаких семечек, орехов, цитрусовых, никакого кофе и чая. Желательно пить только воду. За 15 минут до выступления помолчать. Есть способ сделать большую гортань: нужно представить, что у тебя в горле горячая картошка, и как бы приподнять верхнее небо. Реально работает. Если у вас есть некоторые дефекты речи, нужно поработать над этим, но за 15 минут до начала важно помолчать. За эти 15 минут ты должен осознать, что ты абсолютно ничтожен. Даже если ты все испортишь, этого никто не заметит.
Галина: Это называется «осознанно снижать значимость выступления». Нужно просто понимать, что ваше выступление — это только небольшой эпизод вашей жизни. Будет ваше выступление хорошим или плохим, в любом случае это ценный опыт, а не конец жизни. Как готовить голос? Не пить кофе, молоко — эти продукты сушат горло. Избегать очень холодных или очень горячих напитков. Избегать специй, так как они повышают слюноотделение, из-за чего вам будет сложно говорить. Использовать микрофон, если аудитория большая. Берегите свои связки!
Как быстро раскрепоститься
Галина: Можете сфокусироваться на цели и понять, что твоя персона на самом деле не так важна. Важна цель. Когда ты это осознаешь, то красные пятна или пот тебя уже не так волнуют. У тебя есть всего 15 минут, иногда час, чтобы донести информацию до зрителя и изменить его жизнь к лучшему. Важно то, с чем человек выйдет из аудитории, то, что он унесет с собой уже как свою собственную идею.
Как побороть боязнь публичных выступлений
Илья: Есть способ. Нужно выйти в центр «Белорусской» кольцевой, раздеться и спеть свою любимую песню. Это дорогое удовольствие, потому что каждый раз вас будет забирать полиция и придется платить тысяч по шесть, но это работает.
Галина: У меня есть менее радикальный способ — ходить по метро и продавать карандаши и фломастеры. К концу вечера твой успех будет измеряться в деньгах. Если ты был убедительным, то у тебя получилось заработать. А вообще, через два-три года волнение уходит. Ларри Кинг сказал, что нужно коллекционировать успешные выступления. Страх проходит по мере практики, и тогда начинаешь глубже думать над содержанием. Это уже совсем другой уровень.
Илья: Когда для тебя важнее не сам процесс, а попытки донести что-то до человека, то это уже искусство, этому нужно учиться. Я своих студентов отправляю давать конфетки полиции. Или, например, они заставляют девушку надеть подвенечное платье, сесть у метро и начать плакать. К ней подходят разные мужчины, и ее цель — собрать побольше телефончиков.
Галина: Любой страх публичных выступлений — это боязнь оценки. Но когда у вас есть преданность цели и понимание себя как части процесса на пути к цели, вы забываете о себе и думаете о том, что нужно аудитории. И тогда вы неуязвимы для оценок, так как ваши страхи не значат ничего по сравнению с целью выступления.
Что нужно делать утром перед выступлением
Илья: Заниматься спортом.
Галина: Сходить в парк, побегать, выпустить пар, попотеть. Нас очень сильно стопорит выброс адреналина. У человека блокируется мозг, он не может ничего сказать — это реакция на стресс. Если ты с утра все это выпустил, то на сцене ничего страшного не случится.
Что делать, чтобы голос не пропадал во время выступления
Галина: Иметь бутылку воды с собой на сцене. Если чувствуете, что голос садится, можно попросить микрофон. Ну а если подходить к этому системно, то нужно развивать диафрагмальное дыхание. В стрессовых ситуациях у нас, как правило, грудное дыхание. В нормальной ситуации мы дышим животом. Когда мы начинаем дышать грудью, голос сразу становится высоким, писклявым и довольно неприятным.
Илья: У нас 8 и 14 октября будут открытые уроки в Gogol School. Это бесплатно. Ровно по тому набору навыков, которые мы с Галей будем давать во всех блоках. Это будет длиться два часа, но мы постараемся ответить на все вопросы, пройтись по всем пунктам.
Записаться на открытый урок 8 октября и на сам курс можно здесь.