«Частица души» Санкт-Петербурга: что нужно знать о Надежде Добычиной

В Музее русского импрессионизма открывается выставка «Выбор Добычиной», рассказывающая историю одной из первых российских галеристок. В 1910-е годы ее знали все, кто интересовался искусством в Петербурге: созданное ей Художественное бюро было главной независимой площадкой города, где приобретали произведения Шагала, Анненкова, Кандинского и других не признанных на тот момент мастеров. Рассказываем все, что известно про «отечественного “Дюран-Рюэля в юбке”».


ДОБЫЧИНА — ГАЛЕРИСТКА


В конце октября 1911 года, накануне своего 27-летия, Добычина открыла Художественное бюро — главную независимую площадку Петербурга. Выставочная история бюро началась с «Постоянной выставки современного искусства». На ней одновременно экспонировались работы художников-современников разных взглядов и эстетических пристрастий: от рисунков мирискусников до смелых экспериментов авангардистов. В дальнейшем здесь открывались временные экспозиции: групповые и персональные. Среди них и знаковые для русского искусства, например, выставка Наталии Гончаровой 1914 года и легендарная экспозиция «0,10», на которой Малевич впервые представил «Черный квадрат».

Помимо выставок русского искусства Добычина устраивала показы иностранных мастеров. Так, в 1917 году в бюро открылась выставка «Современное финское искусство» — единственная зарубежных художников в Петрограде в годы Первой мировой войны. Вступительную статью к каталогу написал Максим Горький, который всегда активно участвовал в деятельности Художественного бюро.

С приходом большевиков культурная жизнь Петрограда сильно изменилась. Сохранять предприятие в новых условиях Добычиной становилось сложнее. В 1919 году Художественное бюро закрыли. Все попытки галеристки возродить его, увы, успехом не увенчались.

Надежда Добычина подбирает работы для выставки Художественного бюро, 1917


ДОБЫЧИНА — КОЛЛЕКЦИОНЕР


С момента создания бюро начала формироваться и личная коллекция Надежды. Сегодня сложно в полной мере представить масштаб этого собрания, но, согласно описи 1930, в него входило более 250 произведений. Заметную часть занимали работы Александра Гауша, Наталии Гончаровой, Николая Кульбина, Абрама Маневича и других художников, с которыми Добычина была по-дружески близка или сотрудничала. В 1919 году в коллекции среди прочего находились этюды трех финских живописцев — участников «Выставки финского искусства».

После революции ей удалось отстоять свою коллекцию и избежать ее национализации. Часть вещей она продала коллекционерам и музеям не только в России, но и за рубежом. Так, более 20 работ Гончаровой, Серова, Шагала сегодня находятся в Национальной галерее Армении, а картины Петрова-Водкина и Головина — в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. Кастеева. Последние Надежда Добычина продала, находясь в эвакуации в Алма-Ате во время Великой Отечественной войны.

Натюрморт, К.С. Петров-Водкин, 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева
Бабы с граблями, Н. Гончарова, 1909. Серпуховский историко-художественный музей

ДОБЫЧИНА — КУРАТОР


Любовью к искусству Надежду заразил Николай Кульбин — военный врач, художник-любитель и близкий друг авангардистов, которые с теплотой называли его «сумасшедшим доктором». В 1909–1910 годах Надежда Евсеевна работала секретарем на экспозициях, организованных Кульбиным, и занималась поисками помещений для выставок современных художников, не признаваемых Императорской Академией художеств. Вполне возможно, именно тогда Добычина задумала Художественное бюро — первую коммерческую галерею в Петербурге.

На выставках бюро 1912–1919 годов Добычина выступала не только как галеристка, но и куратор: самостоятельно разрабатывала и реализовывала выставочный план и принимала решения о предоставлении залов для той или иной «внешней» экспозиции. После закрытия бюро она продолжала организовывать экспозиции. В 1932 году, будучи заведующей Художественным отделом в Русском музее, работала над «Художниками РСФСР за XV лет», а во время эвакуации в Алма-Ате провела Вторую республиканскую художественную выставку.

Красная карусель, Н. Кульбин, 1916. Собрание семьи Рыбаковых


ДОБЫЧИНА — ПОКРОВИТЕЛЬ НОВЫХ ИМЕН


Добычина особое внимание уделяла малоизвестным именам или редко выставляемым жанрам. Например, один из проектов был полностью посвящен графическому искусству — графика появлялась только на общих выставках, а в декабре 1915 года в стенах дома Адамини открылась первая в России экспозиция театральных эскизов. Кроме того, она лично знала многих собирателей искусства в Петербурге и даже в самые трудные времена помогала художникам продавать свои произведения.

Портрет Н.Е. Добычиной, К. Сомов, 1921


ДОБЫЧИНА — «ДУША ГОРОДА»


Александр Бенуа называл Надежду Добычину «частицей души» Петербурга, а ее бюро — центром художественной жизни города.

С момента открытия Художественное бюро стало не просто площадкой для проведения выставок. В доме Адамини проходили репетиции постановок Всеволода Мейерхольда, устраивались концерты, поэтические и литературные вечера, лекции, посвященные изобразительному искусству и архитектуре. В январе 1917 года Марк Слоним писал в газете «Одесский листок»: «Надо признать, что средоточением художественной жизни Петрограда является бюро Н. Е. Добычиной на Марсовом поле. Самое интересное и свежее в текущем сезоне неизменно находило приют в скромных залах г-жи Добычиной».

Аптека в Витебске, М. Шагал, 1914. Частное собрание


С 8 июня по 24 сентября в Музее русского импрессионизма можно увидеть основные и неслучившиеся проекты бюро, а также произведения из личной коллекции Надежды Евсеевны.

06.06.23, 11:21