Уроборос — одна из наиболее древних известных нам эмблем, изображающая змею, которая кусает свой хвост. Значений у этого слова может быть множество. Команда галереи JART, организовавшая в сентябре одноименную выставку, решила ограничиться несколькими из них: «начало и конец», «хаос и порядок», «разрушение и созидание». Получился большой групповой проект, вышедший за рамки галерейного пространства на территорию жилого комплекса, где расположен выставочный зал JART. Уличная часть экспозиции включала в себя сайт-специфик-работы разных художников.
Сайт-специфическое искусство вдохновляется и встраивается в определенную локацию, взаимодействуя с ее архитектурой и историей. Пока оно не пустило корни в России и не всегда воспринимается зрителем легко и понятно. Большой сдвиг произошел во время открытия первой части Московской международной биеннале молодого искусства летом 2020-го, когда художники создали объекты для двора Музея Москвы.
Иногда сайт-специфик-произведения продолжают самостоятельное существование. Так, созданный для биеннале объект Игоря Самолета обрел новую жизнь в Апатитах в центре современного искусства «Сияние», который основал Андрей Малахов.
Развитие разных художественных практик, активное внедрение их в публичные места — очень важная часть развития арт-среды и надежда на лучшее будущее.
Мы решили спросить участников проекта «Уроборос» о том, что они готовы посоветовать следующему поколению российских художников. Вот их ответы — в рисунках.
Группа ППСС (Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски)
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7