Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях

И как правильно сделать музейное селфи

Музеи по всему миру постепенно запрещают селфи-палки. Наш корреспондент вооружилась моноподом и прошлась по пяти московским музеям, чтобы узнать, где можно пользоваться подобными конструкциями и как на них реагируют смотрители и посетители

Сначала селфи-палки запретили Нью-Йоркский музей современного искусства, Лондонская национальная галерея, Версальский дворец и другие знаковые европейские и американские музеи — под предлогом того, что моноподы могут повредить экспонаты или помешать другим посетителям. В России первым на использование селфи-палок наложил запрет Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Проверим, как к ним теперь относятся в других музеях Москвы. 

Государственный исторический музей, Красная площадь, д. 1

— Галина Ивановна, а с такой палочкой разве можно фотографировать?
— Да, сейчас все так делают. Даже с больными на операционном столе. Селфи у них это называется.

В тот момент, когда до меня доносится этот диалог, я пытаюсь пристроиться так, чтобы ритоны (рога питьевые) из черниговского кургана «Черная могила» второй половины X века были на фотографии как будто у меня во рту. В Историческом музее практически везде полумрак — особенно над одеждой и бумажными страницами, а то, что хорошо освещено в витрине, предательски отсвечивает — блики на большинстве кадров выдают фальшь и постановку.

Селфи-палка, которой я манипулирую, и мои выкрутасы (я ползаю по полу перед крошечной пушкой и заглядываю в ее нутро) не вызывают у посетителей никакой реакции. Совсем. То ли великолепие императорской России — мундиры, шпаги, фарфор, зеркала и дамские наряды — так увлекательно, то ли сказывается московская привычка: даже если в метро человек в противогазе, а по музею ходит голая женщина — делай вид, что «все — тлен» и с тобой бывало и похуже.

Портрет Ломоносова неизвестного автора

В очередном зале при попытке привести мою фотоамуницию в боевую готовность наперерез из другого угла бежит грозная смотрительница: «У нас нельзя «этим» фотографировать». — «Как нельзя? Галина Ивановна сказала, что можно».

Но ссылка на авторитет Галины Ивановны не помогает: «Ничего не знаю. У нее в зале сколько угодно этой штукой пользуйтесь, а в моем нельзя». При расспросах прояснились все страхи неуступчивой смотрительницы: нечаянное повреждение экспоната (они все за стеклом) означает лишение премии.

Отправляюсь в другие залы — пристраивать селфи-палку к святому Меркурию, затем портрету Михаила Ломоносова и, наконец, мобильник — крестьянке конца XIX века. Больше ни одна смотрительница ко мне не подходила.

Итог: в музее нет единых правил, разрешающих или запрещающих использование селфи-палки, — все зависит от смотрителей.


Музей архитектуры имени Щусева, Воздвиженка, 5/25

В анфиладе до 12 апреля — выставка «Кузница большой архитектуры» с конкурсными эскизами московских строек: гостиницы «Москва», здания Центрального телеграфа, редакции «Известий» на Пушкинской и других. Придумать вынимающее душу селфи на фоне архитектурных эскизов у меня не получилось, поэтому первый «самострел» (русскоязычное название селфи. — Прим. Buro 24/7) — на фоне макета главного здания МГУ (в кадр должны были попасть удивленные глаза смотрительницы).

Макет главного здания МГУ

Смотрительница не произнесла ни слова, но, не отводя тревожных глаз, следила за попытками сфотографировать «явление головы из вазы» и принять форму скульптуры конькобежцев (выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму»).

Внушение мне сделали только один раз: конец селфи-палки почти коснулся керамического панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» 1934 года. Тут процессом заинтересовался и один из посетителей, спросивший, что за штатив я использую для съемки и как он работает (нажимаешь кнопку на ручке, сигнал по Bluetooth передается на телефон — и он снимает).

И. Г. Фрих-Хар. Панно «Освобождение узников Шлиссельбурга»

Татьяна Данильянц. «Дары Венеции — Сергею Параджанову»

Во флигеле «Руина» экспозиции не было, зато в туалете обнаружилось стеклянное панно Big Brother is watching you («Большой брат следит за тобой»). Смотрительница, проверяющая билеты на входе, предупредила гулявшую по флигелю пару, чтобы в туалет не заходили, потому что там чудаки (то есть я, фотограф и селфи-палка).

Итог: снимать с селфи-палкой можно везде, кроме двух залов постоянной экспозиции «Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова», где фотографировать не разрешают.

Скульптура без названия.


Зоологический музей МГУ, Большая Никитская, 6

В музее много детей: они рисуют животных, играют в салки, прислоняются к стеклам. Смотрители на взрослых не обращают внимания. Попытками сделать селфи оленю, тигру и морскому котику заинтересовался одинокий мужчина: расспросы о палке он перевел к рассказу о своей книге («Телефон отдельно от палки — это так же, как вот я и моя книга, — мы с ней отдельно») и дружбе с космонавтом Юрием Гагариным.

Придумать взаимодействие с чучелами животных трудно — неживые, со стеклянным взглядом, они пробуждают чувство жалости. Вот я пытаюсь выкрутить шею как у лебедя, а вот — изображаю пеликана. Но чучела застыли, не издают звуков и даже, кажется, смотрят осуждающе на мои выверты. Тусклый свет затрудняет съемку. Приставляем селфи-палку к слоненку в холле (естественно, не касаясь экспонатов) — пусть снимает маму — и напоследок инсценируем селфи скелету шерстистого мамонта, найденному в Якутии в 1973 году. Самцу было около 45—50 лет, когда он умер.

Итог: снимать можно.


Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10

В Третьяковке палкой пользоваться нельзя. Я узнала об этом, пройдя около 10 залов, — толпы иностранных туристов загораживали меня от смотрителей. На появление штатива реагируют стремительно: вежливо, но настойчиво просят убрать, ссылаются на приказ (наличие приказа, видимо, должно производить впечатление на посетителя) и на опыт Пушкинского музея и зарубежных галерей.

Б. И. Орловский. «Парис»

Напротив, c планшетом или смартфоном можно делать что угодно (любительская съемка — 200 рублей): выстраиваться в рядок всей компанией вдоль масштабных полотен Брюллова и Иванова, приставлять смартфон Николаю Второму, Чехову, Флоренскому, «Красавице» Кустодиева и снимать это на другой смартфон, бесконечно воспроизводя заезженный сюжет «Историческая личность делает селфи». Можно под удивленным взором школьников передразнивать статуи. Возле «Девушки» Сергея Коненкова меня ждало признание и успех: я смогла переманить школьниц, которым экскурсовод что-то рассказывала про «Девочку с персиками» Серова. Тетя, то есть я, была без персиков, зато явно со странностями: привязывала волосы резинкой к руке, чтобы они стояли так же, как у скульптуры. Впрочем, в Instagram нашелся недостижимой крутизны портрет: хоккеист в коньках и с клюшкой перед «Тремя богатырями» Васнецова.

Итог: съемка запрещена.

М. В. Нестеров. «Философы»

Карл Брюллов. «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»

Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16

Здесь я встретила себе подобных — девочек с селфи-палками. Они выбрали одну из огромных и ярких работ Альберта Уотсона и просто снимались на ее фоне. Селфи-палками в этом музее никого не удивить: со светом здесь отлично, поэтому главная проблема — блики от стекла.

Альберт Уотсон. «Альфред Хичкок»

Поль Надар. «Сара Бернар в образе леди Макбет»

Пристраиваемся возле портрета Альфреда Хичкока, сделанного фотографом Альбертом Уотсоном. Этот снимок в 1973 году стал первой работой Уотсона со знаменитостями (потом он будет снимать всех — от Майкла Джексона до Наоми Кэмпбелл, а портрет Стива Джобса вообще станет каноническим). Первоначально для какого-то кулинарного шоу, а может, и просто так, Уотсона попросили снять Хичкока с мертвым гусем на блюде. В 70-е порнофуд еще не был трендом и идея не понравилась. На тоненькой шее птицы хитроумным узлом завязана удавка — несмотря на это, Хичкок контрольно «душит» мертвого гуся рукой. И вот 40 лет спустя роль мертвого гуся примерю я. Коллега сжимает мою шею, а я жму на селфи-палку.

Джан Паоло Барбьери. Felicitas

Итог: съемка разрешена.

 

Как сделать музейное селфи:

Есть три основных жанра: можно снять себя на фоне объекта, можно взаимодействовать с объектом, а можно остаться за кадром и инсценировать, что объект снимает сам себя.

Самый простой вид взаимодействия — скопировать позу объекта.

Другой вариант — сделаться героем: надкусить яблоко на тарелке, встать в очередь, отдать честь на плацу — в зависимости от сюжета.

А. П. Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»

При съемке селфи объекта главное, чтобы устройства были соразмерны масштабам картины. Проще всего снять селфи с героем, у которого что-то есть в руках, особенно если это палка или копье.

Лучше ходить вдвоем: для некоторых снимков нужна помощь.