Кейт Фаул — о кураторстве, Ирина Кулик и Саша Обухова — о современном искусстве
В феврале "Гараж" открывает два цикла лекций, посвященных современному искусству, а также организует лекцию британского куратора Кейт Фаул
Главным событием образовательной программы "Гаража" в этом месяце станет лекция британки Кейт Фаул "Быть куратором: что такое кураторская практика сегодня?", которая состоится вечером 15 февраля.
Кейт Фаул, в прошлом году присоединившаяся к команде Центра современной культуры "Гараж" в качестве главного куратора, расскажет о развитии ключевых кураторских моделей с 1960-х годов. Ее внимание будет сфокусировано на важнейших переменах в кураторской практике, произошедших по всему миру начиная с 1990-х. Фаул также рассмотрит примеры из собственного опыта работы в Европе, США и Китае на протяжении последних 20 лет, наряду со своими первыми проектами в Москве — например, недавней выставкой Джона Балдессари, которую она курировала.
Циклы лекций стартуют в "Гараже" 11 и 12 февраля. Первый, посвященный 1990-м годам и художественной среде самого конца XX века, читает руководитель научного отдела "Гаража", историк искусства и куратор Саша Обухова. Второй, "Несимметричные подобия", ведет арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства Ирина Кулик.
С 11 февраля до 8 апреля Саша Обухова будет рассказывать о художественной жизни Москвы с 1997-го по 2000 год и о главных событиях того времени: об экономическом кризисе и надежде на становление долгожданного арт-рынка, о приходе новой власти в лице Владимира Путина, о новой генерации живописцев, которые выходят на арену художественной жизни в 1999–2000 годах и находятся в центре внимания до сих пор.
Все те, кто сегодня достиг вершины художественного олимпа, начинали именно тогда. Речь идет об Иосифе Бакштейне, Ольге Свибловой, Викторе Мизиано, Айдан Салаховой, Елене Селиной и других влиятельных лицах арт-сообщества. 1990-е — это время самых громких выставок, а также появления новых институций современного искусства.
1990-е — время "перманентных мутаций"? Политических реформ? Ломки старой системы и строительства новой? Существования современного искусства вопреки едва ли не полному отсутствию арт-рынка и господдержки? В своих лекциях Саша Обухова рассказывает, в чем важность 1990-х на сегодняшний день, спустя почти 20 лет.
Героями 2014 года в лекциях Ирины Кулик становятся Брюс Науман и Энтони Гормли, Йоко Оно и Ай Вэйвэй, Кристиан Болтански и Илья Кабаков, а также другие известные личности XX века.
"Идеей этого цикла лекций я обязана двум выставкам: "Все в настоящем должно быть преображено. Мэтью Барни и Йозеф Бойс", которую я видела в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции в 2007 году, и "Луиз Буржуа — Ханс Беллмер. Удвоение пола" (2010), на которой я побывала в Gemeentemuseum в Гааге. Обе экспозиции, строившиеся на неожиданном сопоставлении двух художников, позволяли не столько оценить их сходство (в первом случае — заведомо парадоксальное, во втором — оправданное общей традицией сюрреализма), сколько открыть новые аспекты, казалось бы, в хорошо известном творчестве каждого из них," — рассказывает Ирина Кулик.
С 12 февраля до 15 декабря 2014 года она будет рассказывать сразу о двух художниках на каждой лекции. Ирина Кулик организует нечто вроде виртуального кураторского проекта, который сводит на одном поле двух авторов и исследует их отношения, выстраивающиеся, по ее словам, всякий раз по-разному. Явный антагонизм или тайное союзничество, преемничество, стилизация, пародирование, оспаривание, сходство-оговорка и внутренний диалог? Главное, считает Ирина Кулик, чтобы это столкновение позволило открыть новые аспекты в искусстве каждого из героев "Несимметричных подобий".
Вход на все образовательные мероприятия "Гаража" будет свободным.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7