Почему ведущие культурные учреждения лишились руководителей, и что нас ждет дальше?
В этом году российские музеи и театры охватила "эпидемия" отставок: своих постов лишились руководители самых значимых культурных институций, что не осталось без внимания СМИ. Эксперты заговорили о "кадровой революции", новые назначенцы призвали не драматизировать ситуацию и в тактичных выражениях рассказали о политике "омоложения" кадров.
Схожей позиции придерживаются и в Министерстве культуры, глава ведомства Владимир Мединский ратует за приток "новой крови". Мы попытались разобраться, чем же действительно объясняется череда отставок и увольнений, и чего стоит ждать дальше.
Музейная лихорадка
Ирина Антонова
В июле 52-летнее правление "железной леди" Пушкинского музея Ирины Антоновой подошло к концу, ее назначили почетным президентом музея. Своей преемницей Антонова выбрала арт-директора "Манежа" Марину Лошак.
Злые языки утверждали, что отставка объясняется конфликтом с руководством Эрмитажа. В ходе "прямой линии" с Владимиром Путиным Антонова предложила директору петербургского музея Михаилу Пиотровскому вернуть коллекцию западных полотен, которые оказались в Эрмитаже в середине 1940-х годов. Земляк Путина и доверенное лицо президента на выборах призвал Антонову не выносить сор из избы и добавил, что коллекция останется в Эрмитаже.
Эксперты констатировали, что для музея уход Антоновой станет серьезной потерей, памятуя об авторитете, профессиональной репутации и связях экс-директора.
Однако Марина Лошак — основатель галереи "Проун" и бывший арт-директор музейно-выставочного объединения "Столица", в состав которого входят ЦВЗ "Манеж", МГВЗ "Новый Манеж" и другие объекты — удостоилась положительных характеристик не только от Антоновой, но и других специалистов. Они отмечают, что Лошак умеет работать на совершенно разных площадках, кроме того, она на хорошем счету в мэрии.
Временным арт-директором "Манежа" стала Ирина Толпина. Лошак заверила, что "Манежу" ничто не угрожает: план работы на ближайший год сверстан, потому галерея продолжает работать в привычном графике. Кому доверят "Манеж" на постоянной основе, пока не ясно, но можно предположить, что "коней на переправе" менять не станут, и Толпина останется в должности.
Проект реконструкции ГМИИ им. Пушкина Нормана Фостера
Но беда не приходит одна: на фоне увольнения Антоновой архитектор Норман Фостер объявил об окончательном отказе участвовать в реконструкции ГМИИ им. Пушкина. Англичанин выиграл конкурс в 2009 году, проект предполагал создание культурного квартала из Пушкинского музея и 12 соседних особняков. В августе 2013 года главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов раскритиковал британца и призвал его более активно работать над проектом. Экс-директор Антонова отметила, что "не всем нравится дизайн" проекта и добавила, что предпочитает современную архитектуру еще "одному зданию с колоннами". Сам Фостер рассказал, что его компания вышла из проекта после того, как музей так ни разу и не обратился к фирме Foster + Partners за последние несколько лет.
В июле 2013 года произошла еще одна "предсказанная неожиданность": Борис Салтыков покинул пост директора Политехнического музея. Еще в 2010 году, когда шли переговоры о назначении, Салтыков заявил, что музею нужен молодой руководитель, а потому его стоит рассматривать как временного директора.
Главной задачей Салтыкова на посту директора было оформить переезд Политеха. В 2013 году музей закрылся на реконструкцию, часть экспонатов доставили в специальное хранилище, другая была выставлена в одном из павильонов ВВЦ, а третья отправилась на "гастроли" по городам России.
Новым руководителем назначили главу фонда развития Политеха Юлию Шахновскую, которую считали креатурой Анатолия Чубайса: глава "Роснано" в свое время ввел Шахновскую в музей. К 2017 году Шахновской предстоит разработать новую концепцию музея. Бывший руководитель Политеха Гурген Григорян, уволенный в 2010-м, уверен, что музей перестанет быть местом для детей, и главная задача "реформы" — экспроприировать недвижимость музея.
Сама Шахновская категорически с этим не согласна и уверяет, что Политех после реконструкции станет местом, "откуда вам не захочется уходить", и он не будет уступать ведущим западным музеям.
Центр современного искусства "Винзавод" "осиротел" в сентябре 2013 года с уходом директора Елены Пантелеевой. Главред журнала Winzavod Art Review возглавила его в марте 2012 года после того, как основатель центра "Винзавод" Софья Троценко ушла работать в правительство Москвы.
Разговоры об отставке Пантелеевой ходили в кулуарах центра довольно долго. Сама Пантелеева объявила, что ее миссия на "Винзаводе" выполнена, а потому пора прекратить сотрудничество. Она отметила, что открытие нового сезона прошло успешно, контракты с партнерами подписаны до конца года.
"Винзавод" не получит нового директора: Троценко объявила, что должность будет упразднена. Как теперь будет осуществляться руководство центром, остается неизвестным. Увольнение Пантелеевой предваряло закрытие газеты WinzavodArtReview, которая распространялась в галереях, музеях и кафе. Что послужило причиной, так и осталось тайной: официальных комментариев не последовало.
Российский рынок СМИ понес летом еще одну крупную утрату: закрылся культовый журнал №1 об искусстве в России "Артхроника", но здесь причина была довольно обыденной: финансовые трудности. Значение журнала трудно переоценить: он не только освещал, но и генерировал культурные события. Издатели пообещали, что журнал сохранится в электронной версии, однако с августа по октябрь сайт не обновлялся.
Театральные страсти
Анатолий Иксанов
Без всякого преувеличения самой громкой отставкой 2013 года стало увольнение гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова. Казалось, ничто не может поколебать его позиции: ни многочисленные коррупционные скандалы с ремонтом здания театра, ни противостояние с танцором Николаем Цискаридзе, ни "кислотная атака" на Сергея Филина, ни ссора с примой Светланой Захаровой. Все это изрядно подпортило имидж Большого театра как в России, так и за рубежом.
В июле СМИ потрясло известие об увольнении Иксанова, на его место назначили руководителя Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Урина. Помимо Урина, на пост претендовали члены попечительского совета ГАБТа Александр Будберг и Михаил Швыдкой.
Комментируя отставку, Владимир Мединский отметил, что "человеческие силы имеют предел, а... театр нуждается в обновлении". Иксанова не бросили на произвол судьбы и назначили советником министра культуры по театральному делу. Увольнение Иксанова прошло в экспресс-режиме, без участия труппы.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко
Театр Станиславского и Немировича-Данченко возглавил Ара Карапетян, в течение 7 лет он был замом Урина. Теперь Карапетян вместе с командой Урина готовит премьеры "Тангейзера" и "Баядерки", а также готовится к 100-летнему юбилею театра, который будут отмечать в 2018 году.
В отличие от ГАБТ, музыкальный театр редко попадал в скандальные хроники, за исключением нескольких эпизодов. Так, пожары в 2003 и 2005 годах практически полностью уничтожили внутреннее убранство театров, но Урин приложил немало усилий к его восстановлению. В 2012 году постановка оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" стала поводом для жаркой дискуссии: театр обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков, но обвинения были сняты, а постановка удостоилась "Золотой маски".
В августе 2013 года директор театра "Современник" Владимир Бакулев был уволен "по соглашению сторон". На этой должности Бакулев проработал всего полтора года, но ничем примечательным его деятельность не запомнилась, что неудивительно на фоне такого харизматичного худрука, коим является Галина Волчек.
Бакулева называли одним из "резервистов" молодой поросли "капковских руководителей". Бакулеву быстро удалось получить средства на дорогостоящие проекты по реконструкции театра. Однако затем возникли сомнения, что "эффективный менеджер" с опытом спортивного управления сможет правильно распределить бюджет, после чего последовала отставка. Кандидатуру нового директора утвердят после согласования с Волчек, однако пока никаких явных претендентов на должность не наблюдается.
В сухом остатке
Сергей Капков
Череда увольнений породила массу слухов, главный тезис которых сводится к следующему: Министерство культуры и Департамент культуры Москвы взяли курс на омоложение кадров и назначение "нужных" людей.
Когда же появились слухи о скором уходе Сергея Капкова из мэрии, критики заявили, что с отставками теперь будет покончено. Увольнение чиновника не состоялось, министр Мединский по-прежнему ратует за назначение эффективных управленцев, а потому смело можно предположить, что на этом "культурная революция" не завершится. Но теперь отставок стоит ожидать в музеях и театрах рангом ниже.