"Шалтай-Болтай" представил коллекцию фарфора к 120-летию Варвары Степановой

Дизайн Елены Китаевой

Вчера арт-магазин "Шалтай-Болтай" представил коллекцию предметов дизайна, воскресивших эстетику художницы-авангардиста Варвары Степановой. Автором тарелок и "куклоидов" стала художница Елена Китаева

Вчера исполнилось 120 лет со дня рождения российской авангардной художницы Варвары Степановой. Магазин "Шалтай-Болтай" решил воскресить ее творчество в новой коллекции фарфора. Дизайн предметов разработала художница Елена Китаева. Получилось несколько серий в хрестоматийной гамме русского авангарда — черно-бело-красной. Тарелки "Цифры" изображают номера, разработанные Степановой, а "Ткани"  принты, которые художница предлагала использовать в текстильной промышленности Страны Советов. 

Наконец, самая оригинальная часть коллекции  геометричные фарфоровые "куклоиды". "Хит нашей коллекции  это именно куклы. Их одежды изображают проекты Варвары Степановой, которые она подготовила для спортивных соревнований",  рассказывает Елена Китаева. Неподалеку от стенда с работами художницы разместилась полка с книгами о мэтрах русского авангарда, среди прочих здесь есть материалы и о Варваре Степановой. Многие гости арт-магазина решили полистать и сравнить оригинальные творения Степановой с тем, как их интерпретировала современная художница.

Елена Китаева

"Шалтай-Болтай" Валерии Роднянской и Юлии Гельман, пожалуй, самый концептуальный московский арт-магазин. Здесь можно найти как игривые ломтики хлеба и дольки чеснока из фарфора, так и плакаты с принтами известных современных художников. Встречаются даже такие редкости, как графика Тимура Новикова. С магазином сотрудничают Айдан Салахова, Павел Пепперштейн, группа АЕС+Ф, Андрей Бильжо, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский (их принты — хит продаж концепт-стора). К масштабной ретроспективе Эрика Булатова в "Манеже", которая открылась этой осенью, "Шалтай-Болтай" подготовил линейку свитшотов и футболок с принтами произведений знаменитого художника — теперь хрестоматийная работа Булатова "Не прислоняться" может спасти от московских заморозков.

Варвара Степанова, память которой почтил арт-магазин, на долгие годы оказалась незаслуженно забыта, оставалась в тени знаменитого супруга  Александра Родченко. Между тем ее дизайн обладает неповторимым стилем и отличается четкой геометрией и контрастными цветовыми решениями. Ее спортивные женские костюмы, расчерченные широкими черными полосами по белой ткани, кажутся эскизами к современной коллекции prêt-à-porter. Пожалуй, главное произведение художницы — серия "Фигуры" 1919—1920-х годов, в которой представлены гротескные фигуры людей, занятых своей работой. В 1922 году Степанова разработала костюмы для знаменитой постановки Мейерхольда "Смерть Тарелкина" — сейчас некоторые из них выставляются в музее "Гараж" в рамках экспозиции "Перформанс в России".

Художница разрабатывала рисунки тканей для советских текстильных фабрик и параллельно читала лекции на текстильном факультете Вхутемаса. Степанова хотела изучить взаимосвязь между фактурой и рисунком. В 1924—1925 годах художница вместе с Владимиром Маяковским создавала рекламные плакаты, занималась оформлением журналов. Одновременное и равноправное воздействие слова и изображения — одна из главных идей Степановой. С 1926 года она занималась исключительно полиграфией, лишь в последние годы жизни вернувшись к фигуративной живописи.

Александра Вертинская

Сергей Багулин

24.10.14, 16:00