Рейнские камешки вместо бриллиантов от Tiffany
В этом сезоне МХТ имени Чехова ставит бессмертную пьесу Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание". Одноименный спектакль Романа Феодори стал главной московской премьерой сентября
Трамвай "Желание". При этих словах наблюдается заметное оживление во взгляде поклонников Теннесси Уильямса, Вивьен Ли и, наконец, Педро Альмодовара (помните, какую роль эта пьеса сыграла в картине "Все о моей матери"?) Знаменитому произведению всякий раз сложно отделаться от черно-белой тени культовой экранизации 1951 года. В самом начале спектакль МХТ походит на кинофильм: Бланш, главная героиня, поднимается по лестнице, а хитрая декорация движется так, что кажется, будто сцену снимают на камеру.
С первых реплик Бланш Дюбуа кажется деланной, неестественной. Неужто Марина Зудина — народная, между прочим, артистка — еще не "обкатала" роль? Нет, актриса сыграла мастерски: героиня Теннесси Уильямса и должна быть такой — фальшивой нотой расстроенного рояля. Другое дело — Стелла (Ирина Пегова), младшая сестра, к которой приезжает Бланш. Живчик, попрыгунчик, скулящий, как маленький зверек. Жизнь Стеллы — некрасивая, грубая, бедная, в двух меблирашках в третьесортном районе Нового Орлеана. Ее муж Стэнли (Михаил Пореченков) и не нюхал светских салонов и белых лайковых перчаток — мира, откуда пожаловала Бланш. Он пьет, ругается, режется в карты допоздна, не прочь поднять руку на жену. Но жизнь эта настоящая, страсть героев — тоже. Стэнли — неотесанная реальность, твердо стоящая на ногах. Ухватившись за нее, Стелла выбрала подлинную жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками, спаслась от печальной участи, уготованной старшей сестре.
Бланш же существует в мире иллюзий, пластиковых декораций и таких же чувств. Жизнь героини подобна ее украшениям — рейнским камешкам, которые только в полумраке можно принять за бриллианты от Tiffany. Даже гардероб ее выделяется — лишь наряды Бланш вполне соответствуют эпохе, о которой Теннесси Уильямс писал свою пьесу. Все остальные одеты в неказистые рубашки, футболки, джинсы — гардероб среднестатистического пользователя московского метрополитена.
Вся в белом, Бланш замирает в освещенном прямоугольнике: душевнобольная в окне психбольницы, манекен в витрине бутика
То и дело подле Бланш появляется юноша — долго неясно, кто это и зачем. Он машет Бланш — она отвечает. Другие же смотрят сквозь. Все встает на свои места, когда Бланш рассказывает историю первой любви. Совсем юной она вышла замуж за "печального мальчика", которого очень любила. Однажды Бланш застает его в спальне с другом — комментарии излишни. Сперва девушка не подает виду. Дальнейшее поэтически печально. Светский вечер. Играет полька. Струятся воды озера неподалеку. Оскорбление, брошенное Бланш сгоряча, нажимает курок нетвердой рукой "милого мальчика". Жизнь намекнула героине на счастье, скорчила злую гримасу и захлопнула перед ней двери. В поисках человеческого тепла и любви, нового "милого мальчика" Бланш свернула на путь дешевого кокетства, случайной ласки и спиртного. Но призраки прошлого — мелодия польки и пронзительный звук выстрела — никогда не покидали ее.
Последнее место, где Бланш надеется найти приют, — дом Стеллы. Последний рывок к достойной жизни — Митч (Михаил Трухин), напарник Стэнли по покеру. Неловкий, потеющий, бедный, мало образованный, он бесконечно далек от сиятельных кавалеров, которых рисует больное воображение Бланш. Однако она тянется к нему всеми силами еще живой души. Но запятнанная репутация — печальный итог уходящей молодости — встает между героиней и ее спасительной соломинкой из плоти и крови. Отверженная, Бланш "протягивает" изящную ручку некому Шепу Хантли, миллионеру из фантазийного мира. Однако привлекательный фантом оборачивается психиатром, а чертоги довольства и вечерних туалетов — психиатрической палатой. Пресловутая американская мечта дает сбой.
Когда драма близится к концу, готовишься к эффектным сценам с криками и надрывом. В МХТ обошлось без этого. Обычно так и бывает: на крутом повороте жизни ждешь от себя и окружающих приступов и припадков. Но все совершается как-то само, натурально... И тишина. Вся в белом, Бланш замирает в освещенном прямоугольнике: душевнобольная в окне психбольницы, манекен в витрине бутика. И только снаружи что-то воет, пронзительно и печально.
Перед антрактом драму прерывает своеобразная интерлюдия в духе фэшн-шоу: красивые девушки и юноши дефилируют в нарядах раз за разом все более откровенных. Наконец, последняя пара выходит, едва прикрывая наготу мягконабивной игрушкой и воздушным шариком. "Трамвай "Желание", на подножку которого так просто вскочить, набирает скорость.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7