Как стать режиссером — рассказывает Ксения Зуева
Buro 24/7 начинает цикл материалов о том, как попасть в киноиндустрию
Актриса и режиссер Ксения Зуева представила на прошедшем «Кинотавре» свою первую полнометражную картину «Близкие» — историю о московской семье на грани распада. Картина вписалась сразу в два фестивальных тренда. С одной стороны, она снята актрисой — также в новом творческом амплуа попробовал себя актер Кирилл Плетнев, который дебютировал с фильмом «Жги». Другой тренд — более глобальный. Самые яркие российские фильмы 2017 года — «Нелюбовь», «Аритмия», «Теснота» — посвящены именно дисфункциональным семьям. Мы встретились с Ксенией и поговорили о том, что нужно знать начинающему режиссеру, так ли ему нужно образование и кого винить, если актер не справился с ролью.
«Путь к режиссуре лучше начать с самопознания»
Созидательная роль всего импонировала мне гораздо больше, нежели роль исполнителя. В 17 лет в силу незрелости я не могла еще осознать, что я на самом деле режиссер. Я получила свое первое актерское образование и в процессе уже окончательно убедилась, что хочу заниматься режиссурой.
Ксавье Долан, например, свое первое кино снял в 20 лет без образования. Я ему в хорошем смысле завидую. Знала бы я про себя в 20 лет, что могу что-то снять, что имею право что-то снять, что могу посмотреть в эту сторону, — я бы снимала и в 17. Но всем, кто желает стать режиссером, хочется приводить в пример именно Долана. Потому что в кино нет никаких правил и норм. В это сложно поверить, поскольку в нас много блоков и комплексов. Но не стоит бояться — нужно просто поверить в себя и браться за дело.
«Учеба не повлияла на мой киноязык и на мое авторское ощущение мира»
В 2012 году, после того как закончила «Щуку» (Театральный институт им. Б. В. Щукина. — Прим. редакции), я поступила на Высшие режиссерские курсы. Я снимала и до поступления, но образование помогло мне набраться опыта. Мы бесконечно что-то создавали, нас заваливали заданиями — это очень похоже на тренировку мышц. Условно, ты можешь прыгнуть всегда, но если ты прыгнешь высоко и без подготовки, ты можешь порвать мышцу. Когда ты постоянно практикуешься, весь кинопроцесс становится для тебя безопасным, и ты уже как будто можешь все.
В процессе обучения ты постоянно что-то смотришь, показываешь свои работы и находишься в диалоге. У тебя формируется очень чуткое собственное мнение и киноязык. Поначалу ты не можешь оценить ни свои идеи, ни даже собственное мироощущение. А когда твою работу воспринимают всерьез, это очень ценно. Это помогает тебе не бояться идти дальше, транслировать то, что чувствуешь. Даже если там были недочеты, ошибки, это было всерьез. Это воспринималось как кинопроизведение. Это обсуждалось и поощрялось, и чем больше это происходило, тем серьезнее ты ощущал самого себя, тем крепче становились ноги, на которых ты стоишь в профессии.
Любимые режиссеры Ксении Зуевой
Ксавье Долан
Ульрих Зайдль
Андреа Арнольд
Братья Дарденн
Мирослав Слабошпицкий
«Режиссер — это творец, антрополог и садомазохист»
У нас каждую неделю было задание. Каждое из этих заданий можно назвать маленькой короткометражкой. Мне сейчас этого очень не хватает. Потому что это очень похоже на психотерапию. Ты можешь взять любое свое переживание, любой невроз, любой страх, все, что происходит в твоей жизни, и трансформировать это в маленький фильм. Потом, когда ты их пересматриваешь, ты как будто наблюдаешь за собой со стороны. Поэтому режиссер — это не только художник. Он также антрополог и садомазохист. Чтобы творить, нужно постоянно что-то чувствовать. Сейчас я пишу полный метр, и он просто цветет и расцветает всем тем, что волнует меня в данный период моей жизни.
«Для меня картина — это исповедь»
Я все достаю из своего бессознательного. Я списываю героев с определенных людей: в нем есть что-то от моего друга детства, что-то от продавщицы в продуктовом. Я представляю знакомых, которые похожи на моего персонажа, — нахожу их во «ВКонтакте», смотрю записи. Вспоминаю, как они выглядят, ходят, говорят, вспоминаю их тело, мимику, пластику. Это все помогает мне писать дальше, помогает наделять героя жизнью.
Что стоит прочитать
Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»
Роберт Родригес, «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов»
Люк Дарденн, «За спинами наших картин»
Михаэль Ханеке, «Малый сборник режиссерских забав»
«Как правило, актеры — мои друзья»
Мне очень важно, чтобы было личностное совпадение. Я должна очень хорошо знать человека, его психофизику, его личность, его мироощущение, чтобы он совпал с героем. И это скорее про близкий круг людей. Но если я понимаю, что артист, которого я не знаю, идеально мне подходит, я, конечно, с ним знакомлюсь, мы много разговариваем, и если я понимаю, что произошло какое-то слияние, то тогда я зову ее или его на проект. Зачастую меня очень вдохновляют «неактеры». Их очень интересно снимать. Органика, которая есть в человеке, несет в кадр гораздо больше, чем махровый артист, которой начинает играть, а это часто выбивает.
«Если актер плохо играет, это вина режиссера»
Неживой текст, мертвая история, плохая актерская игра — это всегда вина режиссера. Неправда в кадре — это нонсенс. Для меня основная задача — это воздействие на зрителя и достоверность происходящего на экране. С фильмами Альмодовара так: он цепляет и не отпускает. Только спустя сутки после просмотра начинают возникать следующие вопросы: мол, почему там картина на стене висела непонятная, нарочито синяя на красном — чистая пошлость. Но это же неважно — важно, что он меня взял и не отпустил. Значит, он хороший режиссер. А что там за картиночка и где там люстра качнулась в кадре — какая разница?
«Сейчас такое время, что вы можете все»
Так говорил наш мастер Владимир Хотиненко. Даже если у тебя нет ни копейки денег, всегда можно найти возможность. Всегда можно познакомиться с оператором-студентом, всегда у кого-то найдется Mark II или iPhone. Можно сразу найти себе молодого продюсера. Мир полон возможностей, полон студентов-продюсеров, студентов-операторов, людей, которые хотят объединиться и хотят создавать. В конце концов можно взять кредит. Главное — желание. Все что мешает — только в голове.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7