Знакомьтесь, команда Beat Film Festival: кто стоит за самым масштабным фестивалем документального кино в России
куратор кинопрограммы
Хорошо помню этот момент. Примерно 15 лет назад стала заниматься переводами фильмов для кинофестивалей. Это не были фестивали, специализирующиеся на документалистике. В какой-то момент заметила, что мне все больше дают в работу именно документальные фильмы. Я очень этому радовалась, потому что такое кино — это классно. А как для переводчика это знак признания. Переводить всегда сложнее. В нем, как правило, гораздо больше звуков и текста, чем в игровом фильме. Нужно проверять кучу фактов и вообще быть довольно точным. Как раз поэтому можно заработать больше денег за перевод такой ленты. В какой-то момент поняла, что документалки меня увлекают просто сами по себе, — и с этого началась любовь к ним.
Хвастаться — не скромно.
Главное, на мой взгляд, степень вовлеченности и погружения всей команды в процесс создания программы. И это одна из кураторских радостей — смотреть, как выбранный тобой фильм берут в работу коллеги из других отделов фестиваля и он становится чем-то большим, чем, собственно, фильм. Например, в этом году премьера картины про маэстро хоррора Дарио Ардженто («Дарио Ардженто: паника») пройдет в сопровождении лекции художника по костюмам Анны Баштовой о том, почему свет в работах Ардженто — одно из главных действующих лиц. И это очень круто: далеко не все фестивали так делают.
Почему-то вспоминается вечеринка в честь десятилетия Beat, которая была в «Рихтере». На ней было особенно понятно, что вокруг фестиваля сформировалось очень живое и нужное Москве и всем нам сообщество. Я верю, что эту функцию — создавать такое коммьюнити, объединять вокруг себя людей — фестиваль сохранил и даже укрепил. Она стала еще важнее к его 15-летию.
Фильм-фаворит — это, конечно, запрещенный вопрос для человека, который собирал программу, но я позволю себе назвать три: «Вечеринка на краю света», «Анита Палленберг» и «Кино Годара».
креативный директор
Все началось в тот момент, когда устроилась работать в Beat. Мне было 20 лет, и, если честно, про документальное кино знала очень мало. Мне повезло, потому что первой рабочей задачей было посмотреть 30 любимых лент команды из программ разных лет и выбрать из них короткие кусочки для инсталляции. Все мы знаем, что в таких случаях обычно есть полезная функция ускоренного просмотра, но она не понадобилась. Я открыла первый в списке фильм «Серые сады» и не смогла оторваться. Так за пару недель посмотрела очень много хорошего документального кино, получилось быстрое погружение, и дороги назад уже не было.
Главная обязанность — делать так, чтобы зрители приходили на фестиваль и думали: «Это точно Beat» или «Ого, это Beat». То есть это про баланс — следить за тем, чтобы у фестиваля был узнаваемый стиль и голос, и постоянно придумывать новое. В дизайне, в сторителлинге, в том, что делаем с партнерами, в том, как выглядят события, площадки, слоганы, плакаты, музыка, свет — то неуловимое, что обычно называют атмосферой, при всей банальности этого слова.
Очень нравится наблюдать, как из идеи на слайде или текста по кусочкам появляется фестиваль. Любимое практически все. Но, даже когда делаешь любимое, рано или поздно наступает момент усталости. И тебе может резко разонравиться вообще все, что делаешь. В такие моменты важно вспоминать, зачем это все. Самый лучший метод — прийти на фестивальный сеанс, убрать телефон и посмотреть кино, как будто ты обычный зритель.
Сейчас я на такой стадии, когда кажется, что практически с любой трудностью мы справимся, потому что опыт в этом деле у команды большой.
Получится описать даже одним словом — классно.
Мы показываем документальное кино. Это уже большое отличие. Что такое документальное кино на уровне ассоциации? Книжки, которые зачем-то экранизировали, 10-часовой черно-белый фильм про войну или другие исторические события, где люди из прошлого рассказывают истории из этого самого прошлого. То есть это скучно, тяжело и неактуально. Все эти годы Beat старается всеми способами ломать стереотипы. И, кажется, у нас получается. Документальное кино, которое мы показываем, — это в первую очередь кино о современной культуре в широком смысле. О том, что на нее повлияло и продолжает влиять, о том, как она выглядит сегодня. Это кино про реальность, которую все мы хотим понять и найти в ней свое место. Поэтому фестиваль каждый год в той или иной мере переизобретает себя. У Beat нет постоянной айдентики, нет прописанных правил «как сделать правильное кинособытие», мы смотрим вокруг, разговариваем с людьми, и каждый год фестиваль рождается как ответ на то, что мы видим и слышим.
За пять лет приятных воспоминаний очень много. Но пусть будет такое. На открытии впервые вместе с командой вышла на сцену, прозвучала классическая фраза «Приятного просмотра», начался трейлер, и мы в темноте шли по залу. Я увидела очень много людей. И, наверное, впервые по-настоящему увидела зрителей с такого ракурса — со стороны экрана. Это очень классное ощущение.
«Варда навсегда». Если Аньес Варда имеет какое-либо отношение к любому фильму, его надо смотреть. Пока это правило меня ни разу не подводило.
маркетинг-продюсер
Кажется, до Beat у меня не было особого отношения к документальному кино. Именно фестиваль дал понять, что док может быть максимально зрительским и его просмотр может сравниться с просмотром художественного хита.
С прошлого года я стала маркетинг-продюсером, курирую все маркетинг-направление. Больше всего нравится брейнштормить с командой и быть человеком, с которым можно обсудить конкретные идеи и обдумать тот или иной план действий, чтобы понять его работоспособность. Нравится, что есть пространство для более стратегического видения всех инструментов, но, конечно, бывают ситуации, когда нужно больше погрузиться в рутину.
Если говорить про работу в маркетинге в целом, то главный челлендж в том, что больше нет никаких протоптанных дорожек и понятных секретов успеха, каждый год нужно подходить к промокампании визионерски и быть невероятно гибкими.
Это большие усилия, но результат от этих усилий в итоге тебя заряжает.
Мне кажется, Beat очень ориентирован на зрителей: все фильмы, события, посты в соцсетях проходят через фильтр того, будет ли это интересно именно ему.
Мой первый фестиваль в качестве члена команды. Был август 2020 года, кинотеатры только открылись после локдауна, и первый показ в «Октябре» в ночь после снятия ограничений был фильм — открытие фестиваля Beat.
линейный продюсер
Можно ли считать цикл «Криминальной России»? Если да, то оттуда. В более сознательном возрасте это был, скорее всего, фильм «Эми» Азиза Кападии. Документальное кино — оно же во многом про людей, а я люблю людей, даже неприятных мне, потому что самое главное всегда — это люди. Скорее всего, в этом и заключается мой интерес к неигровому кино.
Вы открываете сайт и видите гениальное расписание, которое вам либо совсем не подходит, либо учитывает все ваши потребности в фильмах. Так вот, это расписание делала я. Сидела днями и ночами, смотрела в табличку и придумывала, как распределить 26 фильмов между 11 площадками, чтобы нигде ничего не пересекалось и каждый успел посмотреть своих фаворитов.
Моя великая боль — распределять фильмы между площадками, потому что классных картин много, хочется показать всё и везде, но часто количество показов одного фильма ограничено. Приходится учитывать много внешних и внутренних факторов при составлении программы для кинотеатра. Я бесконечно обожаю все наши споты, и, когда в процессе обсуждения программы у нас запрашивают фильм, который мы уже не можем там показать, очень грустно отказывать.
Тяжело, весело и любопытно.
Мне кажется, мы просто гениальная команда талантливых людей.
В прошлом году за день до открытия была на проверке контента в нашем фестивальном центре в пространстве «Поле». Сидела одна на трибуне в полной темноте, крикнула механику: «Запускай», и он включил трейлер. И еще так идеально громко, что вся усталость исчезла сразу, и это был абсолютно лучший момент, потому что сидела и думала: «Вот же оно».
Я готова отдать сердце фильму про Питера Доэрти («Питер Доэрти: незнакомец в моей шкуре»), потому что он там очень красивый и в фильме есть самый трогательный момент всей программы эвер! Но первое место отдаю «Канны: режиссерская версия» за bee movie moment и абсолютное вдохновение делать красивый и лучший фестиваль.
PR-менеджер
С моей бывшей возлюбленной… Точнее, с ее интереса к документальному кино, благодаря которому я и попал впервые на Beat Film Festival. Уже потом меня увлекла идея документации новой культуры и разговор про ее героев как таковой. Еще на первых курсах университета с подругой делали нарративный подкаст, посвященный независимым и самобытным культурным проектам — BFF был в их числе. Это было классное время открытий и исследования социокультурного контекста, а еще поиска себя в нем. Прошло пару лет, и теперь любовь к документальному жанру распространяется и на мою работу. Наверное, круг замкнулся.
Занимаюсь внешней коммуникацией фестиваля с медиа, готовлю и реализую информационные партнерства, инициирую материалы о фестивале в СМИ и поддерживаю хорошие отношения с авторами дружественных телеграм-каналов. В целом работаю над тем, чтобы о фестивале узнало как можно больше людей. Чтобы ключевые ассоциации аудитории подкреплялись более глубокими материалами в медиа, благодаря которым люди могли бы узнавать о героях вселенной Beat задолго до кинопоказов. Нравится, когда получается выстраивать органичные и искренние партнерства с медиа. Еще больше нравится видеть долгожданные материалы и солд-аут на сеансах как показатель отклика у аудитории: чувствуешь, что все не зря. Такие вибрации дают желание двигаться дальше.
Привык к состоянию, когда каждый день могут происходить «серьезные трудности» и тебе может казаться, будто «никогда раньше такого не было». Наверное, звучит не очень сбалансированно и здорово, но и миру вокруг точно не помешал бы курс психотерапии.
Делать как чувствуешь.
Главное отличие в том, что, когда прошел самый первый Beat Film Festival, я ходил в начальную школу, а фестиваль уже был модным и стал глотком свежего воздуха (не для меня лично, конечно: свой глоток свежего воздуха я получал на уроках физкультуры). Прошло почти 15 лет, а Beat вырос в разы, стал лучше и продолжает первым показывать в России документальное кино о новой культуре с лучших зарубежных кинофестивалей, а с недавних пор поддерживает российских режиссеров. Если продолжить аналогию, школьник успешно сдал экзамены, окончил университет и теперь вступает в самую активную и интересную фазу жизни. А во главе этого пути уже не только фаундеры фестиваля (Алена Бочарова и Кирилл Сорокин), но и большая и разнообразная команда, а также дорогие нам партнеры, с чьей помощью наши проекты звучат еще громче (в этот году генеральным партнером фестиваля уже традиционно стал банк «Точка»). Если коротко: чувствовать время, быть открытыми к изменениям и при этом сохранять свое видение — это во многом про Beat.
Показ фильма «32 звука» в рамках осеннего фестиваля Beat Weekend 2023 — это был первый для меня фестиваль в роли PR-менеджера Beat. Я пришел с подругой на первый фестивальный показ в «Художественном», уселся в как всегда комфортные кресла, а потом в зале погас свет и включился наш трейлер (который сам по себе как произведение искусства) — одно из самых приятных и завораживающих ощущений.
«Ник Кейв и The Birthday party» — все такой же дорогой сердцу и фантастически печальный Ник Кейв.
«We have the answer to all your fears».
Другие истории
Подборка Buro 24/7