Кино-2017: главные фильмы и тенденции

Как изменился кинематограф в уходящем году

 

 

В конце каждого года практически все издания составляют списки лучших фильмов. Мы решили немного отойти от этого формата и рассказать вам о главных трендах в кино 2017-го, и только обозначить картины, в которых они воплотились ярче всего.

 

 

За российским кинематографом снова стало интересно следить

 

 

Стоит посмотреть: «Нелюбовь», «Аритмия», «Теснота», «Притяжение», «Заложники»,
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Можно пропустить: «Матильда», «Крым», «Гоголь. Начало», «Последний богатырь»

 

 

«Нелюбовь» против «Аритмии».
Главным российским фильмом этого года, безусловно, стала «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. И дело даже не в международном успехе, хотя и о нем забывать тоже не стоит — картина получила приз жюри на Каннском кинофестивале, попала в списки лучших фильмов на иностранном языке по версии зарубежных критиков и, в конце концов, была выдвинута от России на «Оскар». Звягинцеву снова удалось затронуть очень больную для российского зрителя тему, причем сделать это столь точно, что все российские фильмы о разводах в этом году («Аритмия», «Близкие», короткометражка «Тупик») были обречены на сравнение с «Нелюбовью». И все в главные оппоненты фильму Звягинцева записали «Аритмию» Бориса Хлебникова.

На этой почве в отечественной кинокритике произошел раскол. Один лагерь, в котором больше всех выступал главный редактор «Искусства кино» Антон Долин, утверждал превосходство «Нелюбви» над «Аритмией», а другой (представленный главным редактором «Сеанса» Любовью Аркус) настаивал на обратном. После яростных баталий в фейсбуке сложилось впечатление, что одновременно нравиться безжалостная «Нелюбовь» и лиричная «Аритмия» решительно не могут. Однако сам факт столь живой дискуссии вокруг российского кино не может не радовать. В 2016-м, когда, условно говоря, «доброе» кино в виде «Хорошего мальчика» Оксаны Карас столкнулось с остросоциальным «Учеником» Кирилла Серебренникова, ничего сравнимого по масштабам не было.

 

 

 

 

Кино как повод поговорить.
Даже самые непримиримые противники творчества Звягинцева/Хлебникова не станут спорить с тем, что «Нелюбовь» и «Аритмия» состоялись как художественные высказывания. Однако были в 2017-м и такие фильмы, которых вне общественных дискуссий как будто бы и не было.

Мы не будем сейчас пересказывать всю хронологию скандала вокруг «Матильды». Важно, что посмотрело ее два миллиона зрителей, хотя мнение по поводу фильма была едва ли не у каждого второго. Задолго до выхода в прокат «Матильда» становилась поводом для самых безумных дискуссий — исторических (так было у Николая II с Матильдой Кшесинской или не было?), религиозных (а святых вообще можно в кино показывать?) и общественных (а чем еще занимаются депутаты Госдумы помимо борьбы с фильмами?). Схожая история, пусть и в меньших масштабах, повторилась с «Крымом» — на этот раз в центре разговора была политика, а именно тонкости российской пропаганды. Фильм, разумеется, никого не волновал.

 

 

Отважные дебютанты.
Этот год подарил нам целый ряд новых имен — Кантемир Балагов («Теснота»), Ксения Зуева («Близкие»), Анна Крайс («Нашла коса на камень»), Александр Хант («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Самым сильным (и обсуждаемым) дебютом стала «Теснота» Балагова — бескомпромиссное кино о еврейской семье из Нальчика. Фильм показали в Каннах, где его отметили призом международной прессы, а затем и на престижном фестивале в Теллурайде. Последнее всерьез заставило говорить о шансах на выдвижение «Тесноты» на «Оскар».

Другие российские режиссеры в 2017-м открылись с новой стороны. Так, Резо Гигинеишвили снял практически документальную драму о грузинском теракте 1983 года «Заложники». Как зрители, так и кинокритики отметили, что не ожидали от Гигинеишвили подобного кино — прежде он был известен легкими молодежными комедиями вроде «Жары».

 

 

Александр Хант
Ксения Зуева
Кантемир Балагов
Аня Крайс

 

 

Настоящие блокбастеры.
В российской киноиндустрии прочно закрепилось какое-то альтернативное значение слова «блокбастер» — так у нас чаще всего называют не коммерчески успешное, а просто крупнобюджетное кино. Так вот в 2017-м на отечественном рынке прогремело два настоящих блокбастера — «Притяжение» (18,6 миллиона долларов), «Гоголь. Начало» (7,8 миллиона долларов) и «Последний богатырь» (29,4 миллиона долларов). Страшное дело — сознательные люди, а не, скажем, специально согнанные на сеансы школьники массово покупали билеты на российские развлекательные фильмы. И речь идет не о ремейках советской классики и не о фильмах про войну.

Фантастика про инопланетян в Чертанове, мистический детектив про нечистую силу на украинских хуторах и семейное кино по мотивам народных сказок — едва ли кто-то мог предсказать, что у нас могут снять нечто достаточно убедительное в этих жанрах. «Последний богатырь» и вовсе стал самым кассовым фильмом в новейшей истории, обогнав «Сталинград».

 

 

Вспышка интереса к Стивену Кингу

 

 

Стоит посмотреть: «Оно»

Можно пропустить: «Темная башня»

 

 

На телевидении вышли «Мгла» и «Мистер Мерседес» (в наш список лучших сериалов ни один из них не попал), а в кино вышли «Оно» и «Темная башня» — Стивен Кинг в этом году явно не испытывал недостатка в экранизациях. Однако по-настоящему успешным оказалось только «Оно». И это мягко сказано — фильм Андреса Мускетти стал самым кассовым хоррором за всю историю. Объясняйте это как хотите — ностальгией по 80-м (на ней, например, выехал сериал «Очень странные дела») или, скажем, тотальной клоунофобией. Для самых непритязательных есть еще такой вариант: «Оно» — просто очень хорошее кино. Продолжение с повзрослевшими героями выйдет на экраны в 2019 году.

 

 

 

 

Импортный хайп — хоррор о расизме, дико шокирующая библейская притча и экспансия Netflix

 

 

Стоит посмотреть: «Прочь», «мама!»

Что можно пропустить: «Окча», «Яркость»

 

 

Ужасы на «Оскаре»? Пока у нас ломали копья по поводу «Нелюбви» и «Матильды», по ту сторону Атлантики одним из самых громких фильмов года стал хоррор «Прочь». История о том, как афроамериканский юноша поехал знакомиться с белыми родителями своей девушки, подняла целую волну дискуссий по поводу расовой дискриминации. В отличие от той же «Матильды» создатели «Прочь» смогли успешно конвертировать шумиху в кассовый успех — при скромном бюджете в 4,5 миллиона долларов фильм собрал в мировом прокате 254 миллиона. Критики тоже носят «Прочь» на руках, называя его очень меткой сатирой на американское общество, — из почти трех сотен рецензий на Rotten Tomatoes только две отрицательные. Некоторые критики всерьез говорято том, что «Прочь» может сразиться и за «Оскар».

 

 

Все в шоке от «Мамы!».
Новый фильм Даррена Аронофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь») называли как шедевром, так и худшим фильмом за всю историю кинематографа. Если верить Cinemascore, зрители присоединились ко второму лагерю — «Мама!» стала одним из 19 фильмов, которые получили самый низкий рейтинг от посетителей кинотеатров. Как бы там ни было, за картиной Аронофски прочно закрепились эпитеты «скандальная» и «шокирующая». Хотя, казалось бы, «Мама!» всего лишь пересказывает события Библии на примере отдельно взятой семьи. Как ни странно, но в России чувства верующих задеты не были.

 

 

Netflix снимает кино.
Онлайн-кинотеатр Netflix продолжает выпускать собственные фильмы в обход проката. Такое положение, разумеется, устраивает не всех. На прошедшем Каннском кинофестивале разразился скандал. Дирекция изменила правила включения фильмов в конкурсную программу — со следующего года в нее не смогут попасть картины, которые не выходят в кинотеатрах. Причиной послужили фильмы «Окча» и «История семьи Майровиц» — обе производства Netflix.

А в конце года сервис выпустил свое первое большое кино — «Яркость» Дэвида Эйра. Несмотря на Уилла Смита в главной роли, приличный бюджет в 90 миллионов долларов и сценарий Макса Лэндиса, фильм раскатали критики. Однако экспансию Netflix такой ерундой не остановить — продолжение «Яркости» уже находится в производстве.

 

 

 

 

Комиксы снова повзрослели (и ударились в феминизм)

 

 

Стоит посмотреть: «Чудо-женщина», «Логан», «Стражи Галактики. Часть 2»

Можно пропустить: «Лига справедливости», «Тор: Рагнарек»

 

 

Marvel все еще воюет с DC.
Негласная битва двух киновселенных продолжилась и в этом году. И если с одной стороной все более-менее ясно (вторые «Стражи галактики» и третий «Тор» заслужили признание критиков и хорошо показали себя в прокате), то со второй все не так однозначно. Тандем Warner Bros. и DC Comics решил отойти от мрачных фильмов о супергероях в пользу более легкого зрелища. В случае с «Чудо-женщиной» стратегия оправдалась — сказка о принцессе амазонок оказалась гораздо наивнее и проще «Человека из стали» или «Бэтмена против Супермена», за счет чего и полюбилась критикам и зрителям. Немаловажно, что это кинокомикс с женщиной в главной роли, — прежде студии не рисковали делать ставку на супергероинь.

Однако закрепить успех не удалось — «Лига справедливости» по всем статьям проиграла «Мстителям». И это несмотря на то, что к обоим фильмам причастен один человек — Джосс Уидон. Именно он занял режиссерское кресло после ухода Зака Снайдера, который был вынужден покинуть проект из-за трагедии в семье.

 

 

Росомаха круче всех.
На фоне битвы двух гигантов развитие киновселенной людей Икс не столь заметно, однако там как раз и происходит все самое интересное. В прошлом году в прокате произвел фурор «Дэдпул» — супергеройское кино со «взрослым» рейтингом R. Вдохновившись успехом, студия 20th Century Fox отважилась на эксперимент и решила выпустить заключительную часть трилогии о Росомахе под рейтингом R. В «Логане» супергерой постарел, обзавелся бородой и стал еще циничнее. Под стать новому Росомахе изменилось и окружение — вместо привычных мегаполисов нам показывают постапокалиптичные пустоши, где всех мутантов истребили, а прежние приключения «иксменов» осели на страницах комиксов. Зрители столь резкую смену курса оценили. Однако будущее «взрослых» кинокомиксов неизвестно — в конце года компания Disney, которой принадлежат права на супергероев Marvel, купила 20th Century Fox.

 

 

 

Филипп Вуячич

28.12.17, 17:00

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: kinopoisk.ru