«Фотоувеличение», «Ночь» и «Красная пустыня»: фильмы, за которые любим Микеланджело Антониони

Ровно 17 лет назад на 94 году ушел из жизни «поэт отчуждения и некоммуникабельности», а также классик европейского авторского кино — Микеланджело Антониони. По этому случаю собрали пять фильмов, которые помогут лучше разобраться в творчестве мастера.

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

(1960)                                     /////


Всемирное признание пришло к режиссеру в начале 1960-х, после «трилогии отчуждения», объединяющей фильмы «Приключение», «Ночь» и «Затмение», в которых играла муза и подруга Антониони Моника Витти.

В первой картине трилогии Анна (Леа Массари), дочь известного дипломата, таинственным образом исчезает на необитаемом острове. Ее любовник Сандро (Габриэле Ферцетти) и подруга Клаудия (Моника Витти) отправляются на поиски. Для зрителя непривычными стали глубокие ракурсы и математически точно выстроенные мизансцены, режиссер буквально создал новый киноязык. Двумя годами позднее Умберто Эко в «Открытом произведении» отметил, что причинно-следственные связи и логика сюжетного развития приносятся Антониони в жертву исследованию психологии героев. К концу ленты подозрения в том, что фильм «никуда не ведет», перерастают в уверенность, но вопросов становится лишь больше.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«НОЧЬ»

(1961)                                     /////


Центральный фильм неофициальной «трилогии отчуждения» рассказывает про один день из жизни модного миланского писателя Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни), его супруги Лидии (Жанна Моро) и их непростые человеческие и семейные взаимоотношения. С первых кадров башни Пирелли режиссер дает понять, что зрителю нужно ориентироваться именно на визуальную и звуковую составляющую фильма, а не на классические диалоги. Также отдельная роль в ленте отведена архитектуре, которая только обостряет замысел мастера о чувственности образов.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ЗАТМЕНИЕ»

(1962)                                     /////


В завершающей ленте трилогии режиссер ставит в центр историю разрыва отношений молодой переводчицы Виттории (Моника Витти) и Риккардо (Франсиско Рабаль) после долгой ночи разговоров в его квартире в римском квартале всемирной выставки. Встречи, расставания, рассказы и уловки — Антониони выкручивает самоизобретенный киноведческий язык до предела, что делит критиков и публику на два лагеря.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ»

(1966)                                  /////


Первый англоязычный фильм Антониони. Режиссер снял его по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола», который, в свою очередь, написал его после просмотра картины Альфреда Хичкока «Окно во двор». Главный герой — успешный фотограф Томас (Дэвид Хеммингс), на фоне — свингующий Лондон. Однажды молодой человек случайно снимает в парке целующуюся пару, но при проявке и фотоувеличении он замечает, что за идеальной картинкой скрывается криминальное преступление. Фильм был номинирован на премию «Оскар» за режиссерскую и сценарную работы.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«КРАСНАЯ ПУСТЫНЯ»

(1964)                                  /////


Для Антониони это первый в фильмографии опыт работы с цветной пленкой. Чтобы это подчеркнуть, режиссер наделил каждый из используемых оттенков своим значением, передавая атмосферу и тональность того или иного события в ленте. Среди чувств главной героини Джулианы (Моника Витти) нашли свое место страх, одиночество и тяга к любви. Пережившая аварию женщина ощущает себя опустошенной, и единственный, к кому она чувствует привязанность, — маленький сын. Во время подготовки к съемкам режиссер писал, что собирается работать с цветом не как фотограф, а как художник. Для некоторых сцен съемочная группа перекрашивала траву и деревья в серые тона. Всплески полового влечения главной героини показывали оттенками красного, а желтым подчеркнули ядовитый дым фабричных труб.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////