Светлана Устинова: "Мечтаю о роли на сцене"

О новых проектах, театре и творческих планах

С начала года в прокат вышли уже два фильма со Светланой Устиновой — «Холодный фронт» и «Маршрут построен». На днях этот список пополнит одна из самых ожидаемых премьер — «Хардкор» Ильи Найшуллера

Пока актеры пеняют на отсутствие интересных предложений и зависимость, которая в их профессии неизбежна, Светлана Устинова пошла иным путем. Вместо того, чтобы ждать сценарий мечты, она, объединившись с Дарьей Чарушей и Романом Волобуевым, написала его сама. Так появился фильм «Холодный фронт», увидевший свет в начале года. Работа под лозунгом «сделай сам» актрисе явно приглянулась. Уже летом она готовится к съемкам в новой картине, сценарий которой также создан при ее участии.

Впрочем, на отсутствие предложений со стороны Светлане жаловаться не приходится: на прошлой неделе в прокат вышел хоррор «Маршрут построен» от компании Enjoy Movies, где актриса сыграла главную роль. О работе в новом для себя жанре, освоении профессии продюсера и театральных мечтах Светлана Устинова рассказала в интервью Buro 24/7.

«Маршрут построен» — это хоррор, что для нашего кинематографа само по себе редкость. Вам до этого предлагали роли в подобном жанре?

Сценарий фильма, который с самого начала позиционировался как хоррор, я читала впервые. Как зритель не смотрю кино в таком жанре, потому что жутко пуглива, но «Маршрут построен» привлек меня в первую очередь историей героев. Пара, переживающая кризис в отношениях, покупает машину, о которой давно мечтал муж, и едет из Москвы в Ярославль, чтобы оставить там свою дочку и отправиться в отпуск. По дороге их преследует призрак женщины, которую зверски убили и вывезли ее тело в лес на той самой машине, которую они купили. Споры и скандалы супругов только провоцируют энергию призрака. Мистика в случае с «Маршрут построен» — это способ воздействия на зрителя, а основная мысль в том, как важно слышать и ценить друг друга.

Для съемок была выбрана машина BMW. Это отсылка к вашей дебютной работе — «Бумер: Фильм второй»?

Я сразу вспомнила про «Бумер», когда увидела эту машину! Мне сказали, что пытались найти другую, но BMW — самая «кинематографичная» модель.

С технической точки зрения принадлежность к подобному жанру усложнила работу?

Съемки вообще были очень сложные: 25 ночных смен в Подольске, где группа жила в пионерском лагере. Организм тяжело привыкает к такому графику, а провалы по эмоциям в этом жанре недопустимы, наоборот, все должно идти по нарастающей.

У двух ваших последних проектов — «Маршрут построен» и «Холодный фронт» — есть несколько пересечений. Во-первых, мистика. Во-вторых, герои, переживающие кризис отношений. Вы сами находите что-то общее между этими фильмами?

Для меня они совершенно не похожи. В «Холодном фронте» некие силы присутствуют, но они не показаны, а в фильме «Маршрут построен» у мистики есть реальные очертания.

«Холодный фронт» заслуживает отдельного внимания. Вы там не только сыграли одну из главных ролей, но и дебютировали как сценарист и продюсер.

Да, осталось заделаться оператором и режиссером! (Смеется.)

А желание продолжать работать над сценариями есть?

Честно говоря, особых сценарных талантов я в себе не открыла. Я умею придумывать истории, развивать их, но не писать. Вместе с Романом Олеговичем Волобуевым и Ильей Стюартом мы уже придумали новую историю, которую сейчас дорабатываем, и надеемся летом приступить к съемкам. Это комедия про двух девушек в стиле «Тельмы и Луизы», где главные роли исполню я и Аня Чиповская.

Вы как-то говорили, что комедийная роль — это то, чего в вашей карьере не хватает. Получается, опять сами исполняете свои желания, не дожидаясь предложений со стороны?

Если о чем-то задуматься и начать в эту сторону работать, то оно само притягивается. Я сейчас снимаюсь в комедийном сериале для СТС под рабочим названием «Пушкин». В кадре мы снова вместе с Сашей Молочниковым, что, безусловно, плюс: когда хорошо знаешь партнера, есть возможность детальнее проработать роль.

Совсем скоро в прокат выходит еще один фильм с вашим участием — «Хардкор» Ильи Найшуллера.

За «Хардкор» я особенно переживаю, потому что над ним работали мои друзья, и работали очень долго. Удивительно было наблюдать, как они прошли все этапы съемок: искали средства на создание клипа, работали над ним, потом за одну ночь получили предложение от Тимура Бекмамбетова, написали сценарий, поняли, что помимо экшена должна быть драматургия, переписали сценарий. Даша (Чаруша. — Прим. Buro 24/7) написала музыку к «Хардкору», и я жутко ею горжусь. Она для меня вообще олицетворяет понятие self made woman. Вместе с Ильей они ночами не спали, работая над этим фильмом.

Как часто вам в работе встречаются люди, которые с годами не теряют способность и желание не спать по ночам ради своих фильмов, сериалов?

Есть те, кто уже начинают как ремесленники, кому-то удается сохранить рвение до конца жизни, а Алексей Герман — старший, например, в одном из последних своих интервью говорил, что абсолютно разлюбил кино. На эту тему сложно рассуждать, у каждого свой путь, но мне комфортнее окружать себя людьми с горящими глазами, которые могут отдать всю свою зарплату на нужды проекта.

Можно ли назвать фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик» новым для вас опытом? Это, кажется, первый проект, на котором вы выступаете только продюсером, не появляясь в кадре.

Я там не столько продюсер, сколько ученик — как главный герой фильма. Вместе с Кириллом и Ильей мы формировали команду проекта, я помогала искать финансирование, но продюсером себя не называю, потому что основной целью для меня была учеба. Но абстрагироваться от работы в кадре было интересно.

Этот фильм родился из одноименного спектакля Кирилла Семеновича в «Гоголь-центре». Вы как актриса в каких отношениях с театром?

Я после учебы сразу начала сниматься, поэтому не смогла показаться в театр. Через какое-то время меня позвали в «Центр драматургии и режиссуры» Казанцева и Рощина, где я за четыре дня ввелась в спектакль «Пер Гюнт» на роль Сольвейг. Потом была еще одна роль на этой же сцене — в спектакле Оли Субботиной «Заговор чувств» по пьесе Юрия Олеши, который мы играли около года, пока в театре не начались перестановки. Летом я участвовала в литературном вечере «Уроки литературы. Хрестоматия», который придумал режиссер Феликс Михайлов; мы читали стихи поэтов Серебряного века с Агнией Кузнецовой, Александром Петровым, Евгением Стычкиным. В конце апреля опять собираемся на «Уроки литературы». Больше ролей на сцене у меня не было, хотя я мечтаю об этом.

Может быть, имеет смысл снова взять исполнение мечты в собственные руки?

Мы уже думали об этом и практически начали репетировать спектакль в одном из столичных театров. Но по некоторым обстоятельствам пришлось отложить. Это должен был быть интересный актерский союз. Надеюсь, получится реализовать идею в следующем сезоне.