Почему новая эпоха мусульманской моды — не просто тренд

И почему инклюзивность будет особенно важна в 2017 году

На прошлой неделе Nike опубликовал результаты годовой работы над спортивным хиджабом для мусульманских атлеток, получившим название Nike Pro Hijab. Проблеме хиджаба в спорте уже немало лет: ранее атлеткам приходилось либо отказываться от головного убора на тренировках, либо стирать хиджаб каждый вечер (так поступала, к примеру, тяжелоатлетка Амна аль-Хаддад, согласившаяся консультировать специалистов Nike при создании Nike Pro Hijab).



Источник: https://www.buro247.ru/lifestyle/obshcestvo/16-mar-2017-inclusivity-and-muslim-fashion-represe.html

Еще одним «прорывом» можно считать успех модели Халимы Аден, попавшей с показа Yeezy Season 5 прямиком на обложку CR Fashion Book и в ряды моделей агентства IMG. Со стороны понять, насколько революционными и важными являются эти шаги, может быть сложно. Казалось бы, и карьера этих спортсменок, и решение носить хиджаб — их собственный выбор. Но на самом деле, пока таких прецедентов не было, многие девушки, исповедующие ислам, даже не представляли себя в роли атлеток или моделей. Новые образы формируют новые модели поведения и доказывают, что каждая девушка вправе делать собственный выбор, а не становиться жертвой стереотипов.

Пресса слишком много говорит об исламе как об агрессивной религии и «отсталом» образе жизни, несовместимым не только с феминизмом, но в принципе с правами женщин. Спортсменки и модели в этих обстоятельствах на своем примере доказывают, что мусульманка может быть самостоятельной женщиной с собственной волей и желаниями, а не карикатурным дроном-воином на службе «враждебной» культуры.  

При этом критики таких компаний, как Nike, видят в их деятельности не попытки модернизировать взгляд на мусульманок, а эксплуатацию острой политической темы для получения максимальной выгоды. Дискуссии вызвала обложка первого выпуска Vogue Arabia с Джиджи Хадид: для нее модель позировала в инкрустированном драгоценными камнями платке, а на одном из других фото появилась в традиционном головном уборе. Несмотря на то что Хадид все же имеет косвенное отношение к мусульманскому миру в силу своих палестинских корней, скептики отмечали, что с таким же успехом на обложку могли поместить принцессу Жасмин из «Алладина». Пользователи инстаграма писали в комментариях к фото, что на обложке арабского издания уместнее смотрелась бы девушка-мусульманка в традиционном головном уборе, а не модель.

И все же сегодня очевидно, что культурный фон, напоминающий о существовании женщин, чей религиозный выбор может отличаться от вашего собственного, необходим. 69% американских мусульманок, носящих хиджаб, рассказывают, что подвергались нападению на улицах. По данным исследования, проведенного базирующимся в Вашингтоне неправительственным центром Pew Research, больше половины граждан США считает, что у многих мусульман есть «антиамериканские настроения». Примерно такое же число американцев поддержало в марте 2016 года предложенный Трампом законопроект об ограничении въезда в страну для граждан ряда мусульманских стран.



Источник: https://www.buro247.ru/lifestyle/obshcestvo/16-mar-2017-muslim-fashion-represenation.html

Зачастую западная культура рассматривает хиджаб как инструмент угнетения, необходимый для того, чтобы напоминать женщине о «ее месте» и скрывать ее природную красоту. Но это не что иное, как попытка навязать женщинам другой культуры собственную систему ценностей и посягнуть на их свободу распоряжаться собственным телом (даже если их выбор — это тело скрывать).

В хиджабе или без, женщина вправе быть свободной. И пусть индустрия моды и искусства, равно как и протестное движение, старается коммодифицировать образ мусульманки в головном уборе для достижения своих собственных, зачастую коммерческих, целей — любое освещение проблемы в конечном итоге есть положительное освещение. Ведь так или иначе оно заставляет нас задуматься и приводит к переменам.

Саша Амато

16.03.17, 14:07