То, что модель не должна быть красивой, нам известно еще со времен юной Кейт Мосс, то есть примерно со второй половины 1990-х. Именно она подвела черту под эпохой супермоделей и утвердила появление нового стандарта — анорексичная изможденность вместо форм и изгибов, угловатость вместо царственной грации, болезненность вместо томности, в общем, героиновый шик вместо энергичного гламура и рехаб вместо спа.
С тех пор была "испуганная девочка" Водянова, были кукольные Джемма Уорд, Джессика Стэм и Саша Пивоварова, была богемно-рок-н-рольная Ирина Лазаряну, были британские розы Агнесс Дейн, Лили Коул и Лили Дональдсон, была Карли Клосс, сначала похожая на куклу наследника Тутти, а сейчас, скорее, на бодрого голенастого кузнечика, была девушка со щербинкой и феноменальной грудью Лара Стоун, потом андрогинная Фрея и загадочная Аризона — а сейчас Кара.
Кара Делевинь — девушка, появившаяся на всех главных дефиле во время последних недель моды, за исключением, кажется, только Christian Dior и Hermès. Раф Симонс не любит узнаваемые лица и вообще тех, кого любят все, а в Hermès не любят подростков с улицы. А Кара именно такая — подросток с улицы. Ей можно хоть сейчас дать в руки скейт или ролики, повесить за спину рюкзак — и смело отправлять в школу, она тут же сольется с толпой. Из запоминающегося в ней — только брови.
Проблема не в том, что Кара не красавица — повторим, никто уже лет примерно 20 не ожидает от моделей красоты. Проблема в том, что она совершенно обыкновенная. Понятно, что в современном модном мире быть просто красивой скучно — интересны смещения, всяческие несовершенства, диспропорции и даже дефекты. Вот, например, модели, которых продвигала Карин Ройтфельд в последние годы своего руководства французским Vogue и которые сейчас на пике, — Саския де Брау, похожая больше на мальчика, и довольно сурового мальчика, чем на девочку, и именно в качестве мальчика появившаяся в последнем клипе Дэвида Боуи, или Дафна Греневельд, выглядящая как диснеевский Дональд Дак. Или вот еще одна из звезд последних сезонов Линдси Уиксон, которая живо напоминает невесту Чаки из одноименного фильма. Ни одна из этих девушек не только не выглядит, как положено красавицам, но, скорее, выглядит совершенно наоборот. И именно благодаря этому "наоборот", они и выглядят живыми интересными, свежими и модными. Но Кара — не такой случай. В ней совершенно нет никакого "наоборот" — в ней просто вообще нет ничего.
The Journal весна-лето 2013. Фотограф Hugh Lippe
Популярность модели в модном бизнесе развивается вирусно — достаточно появиться в нескольких удачных съемках и на паре важных показов, как тебя начинают хотеть все. И так же вирусно все прекращается — раз, и тебя больше нигде нет, и таких примеров мы знаем множество. Так что посмотрим, надолго ли с нами останется Кара, но сам ее феномен заставляет все-таки задуматься о вызовах, так сказать, времени.
Style.com/print весна-лето 2013
Совершенно понятно, что мода на моделей так или иначе всегда отражает куда более широкие культурные процессы. Перед очередным витком экономической рецессии, на фоне стремительно меняющейся структуры потребления люксовых товаров модные марки судорожно пытаются понять, что, как и куда сдвинется в ближайшем будущем. Все громкие истории смещений и назначений последнего времени как раз и связаны с такими попытками. Все отчаянно стремятся распространить если не свои продукты, то, по крайней мере, силу своих брендов на как можно более широкие народные массы, и прежде всего, конечно, молодые массы. Возможно, популярность Кары Делевинь — отражение именно этих процессов.
Давайте больше не будем делать Yves Saint Laurent для богатых и утонченных 30-летних, а будем делать Saint Laurent Paris для 18-летних, тоже, впрочем, не бедных, но с куда большим вкусом к массовой культуре и уличной моде. Кара именно такая — обычная лондонская девушка из богатой богемной семьи, выросшая в Белгравии. А то, что ее называют "новой Кейт Мосс" — так это обычный журналистский штамп и не более. Ничего общего, кроме "британскости" у них нет. В Каре нет и следа той порочности и радикальности, что в былые времена так отличали Кейт, — никаких скандальных романов, никаких разгромленных гостиничных номеров, никакого кокаина и т.п. Простая жизнерадостная девушка — милая, но скучная.
Хорошо, что есть хотя бы брови — если все же такой тренд будет нарастать, то, возможно, скоро мы получим целую вереницу вообще ничем не запоминающихся моделей. И будем вспоминать брови Кары с теплотой и ностальгией.
Фотограф Терри Ричардсон