К столетию легендарного мастера
Выставка, которая кардинально меняет наше представление о чем-то, явление в жизни редкое. А потому, драгоценное. Именно такое послевкусие остается от ретроспективы "Virgule, etc. Dans les pas de Roger Vivier" ("Запятая и так далее. По следам Роже Вивье") в парижском Palais de Tokyo.
Сколь разнообразны и широки не были бы ваши представления о том, что такое обувь, во всех смыслах — от чисто практического, до творческого и философского — после ее посещения они не останутся прежними. Роже Вивье, столетие которого отмечается в эти дни и которому посвящена самая масштабная за всю историю выставка созданной им обуви, был и остается одним из самых ярких явлений в истории моды и дизайна.
Последнего даже в большей степени: знаменитые туфли с каблуком в форме запятой, с мысом в виде птичьего клюва и другие революционные модели мастера были и остаются образцом идеального слияния утилитарной задачи и абсолютной эстетической инновации.
Возрождение Дома Roger Vivier – и он не избежал практически полного забвения после смерти своего создателя — связано с именем другого выдающегося дизайнера обуви. Итальянец Бруно Фризони пришел в компанию в 2002-м году и в рекордные сроки сумел вернуть ей былое имя и престиж. Наша встреча с дизайнером состоялась накануне открытия выставки, во время презентации новой коллекции Roger Vivier.
Проницательный взгляд, утонченный вытянутый силуэт и неизменный элегантный стиль Фризони делают его самого похожим на героя эскизов Рене Грюо и других классиков модной иллюстрации. Или же самого Роже Вивье. Фризони – неординарный человек и собеседник. Да и каким может быть дизайнер, создающий обувь, к которой неприменимы банальные определения и традиционные стандарты.
Мы встречаемся накануне открытия выставки. Какие моменты, на ваш взгляд, стали поворотными в карьере Роже Вивье и в истории созданной им марки?
Я думаю, что важнейшим этапом стала работа в доме Christian Dior. Есть такие великие личности, которые своим талантом, своей харизмой освещают всех, кому довелось находиться рядом с ними. Если говорить о Роже Вивье, то работа в Christian Dior принесла ему настоящее признание, уважение, славу. Но не надо забывать, что поначалу она была для него серьезнейшим испытанием.
Безусловно, Вивье пришел в Christian Dior уже будучи достаточно известным, его работа ценилась. Но одно дело быть известным, и совсем другое — создавать коллекции для самого знаменитого дома того времени.
Кристиан Диор – больше чем модельер, больше чем личность, связанная с миром моды...
Однозначно. Сейчас нам вообще трудно себе представить, чем имя Christian Dior являлось в 1950-х годах. Не будет преувеличением сказать, что в глазах людей Диор был неким полубогом.
В итоге Роже Вивье не просто доказал, что достоин работать в этой «мекке моды», но и вошел в историю как автор самых лучших обувных коллекций Dior. Для марки Роже Вивье он создавал обувь в классическим стиле. Открыв же собственную фирму, начал работать в совершенно другой манере.
Вообще, есть ощущение, что обувь Roger Vivier была и остается чем-то исключительным: настолько стиль бренда отличается от всего остального. И она всегда выглядит ультра-современно.
Да, действительно. Роже Вивье обладал одной особенностью – он очень много занимался формой, линиями, а не только декоративными элементами. Он ведь был по образованию скульптором. И его новаторство заключается именно в этом – в создании новых линий мыса, каблука, силуэта. Если учесть, что XX век в искусстве, эстетике, дизайне – это все-таки век формы, становится понятным, почему модели Вивье уже несколько десятилетий не устаревают.
Он был первым настоящим дизайнером обуви?
Безусловно. А настоящий дизайн никогда не устаревает. Примеры — туфли "Запятая" или "Клюв". Кстати, Роже Вивье был не единственным, кто уже много десятилетий назад создал подлинные предметы дизайна в моде. Жакет "Bar" Кристиана Диора — это тоже дизайн, твидовый жакет и сумка "2.55" Коко Шанель или сумка "Kelly" от Hermes — и это самый настоящий дизайн.
А какие модели обуви, созданные Роже Вивье, вы любите больше всего? Только не говорите, что вы любите их все одинаково.
Нет. Конечно, нет. Одни туфли интригуют меня гораздо больше, чем другие. Но знаете, это ощущение непостоянное: сегодня мне больше нравится эта модель, завтра другая. На данный момент, я бы сказал, мне интереснее всего модель с каблуком в форме запятой. Это изобретение было очень важным для Роже Вивье: он ушел из дома Dior, чтобы создать свою марку, и ему нужно было придумать свою собственную фирменную, очень узнаваемую пару обуви.
Туфли "Virgule" ("Запятая") стали именно таким изобретением. Они сочетают в себе женственность, энергию и динамизм, узнаваемость и очень современную эстетику. Есть в этой форме каблука постоянная интрига: кажется, что он вот-вот сломается! С другой стороны, эта форма продолжает линию, изгибы тела. Это вообще очень важно для обуви. Для меня — это уникальная интерпретация стиля XVIII века в контексте моды 1960-х.
Princesse Soraya 1962
Хотелось бы поговорить теперь о вашей собственной истории в доме Roger Vivier. Что было самым сложным, когда вы начали работать над коллекциями. Бремя великого имени?
Вы знаете, именно начало в такой работе является самым волнующим и интересным моментом. Ты приходишь в компанию с такой богатой историей, и перед тобой открывается столько возможностей! Страшно только вначале — когда ты думаешь обо всем этом. Потом ты просто вливаешься в работу. Меня очень интриговал этот процесс: осмыслить, проанализировать наследие, то, что уже было до меня, выбрать из этого самое существенное, а потом во все это добавить самого себя. Даже когда ты опираешься на архивы, ты все равно делаешь что-то новое, а не просто воссоздаешь то, что уже было.
Когда вы работаете над новой коллекцией, вам случается в итоге отказываться от той или иной идеи, потому что в ней "слишком много Бруно Фризони" и "недостаточно Роже Вивье"?
Нет, никогда. На самом деле, туфли интересны именно когда они мои, когда в них больше меня. Это моя задача и сверхзадача любого дизайнера, который приходит работать в известную марку с легендарным прошлым. Его присутствие не должно свестись к роли руководителя музея. В этом вызов — открыть заново то, что уже было до нас.
Как именно это достигается? За счет использования новых материалов?
В том числе. Часто это связано с какими-то изменениями в дизайне как таковом. Я ввел в коллекцию линию "Prismic" — ее не было при жизни Роже Вивье. Я много использую оттенки с эффектом металлик. В коллекции весна-лето 2014 есть модели с принтом, имитирующим граффити и камуфляжный узор.
Вы очень активно используете ткани, в том числе с принтами, искусственные цветы, перья, вышивки. Прошлое модельера дает о себе знать – вы ведь пришли в дизайн обуви из дизайна одежды?
Да, действительно, в дизайне обуви я часто отталкиваюсь от дизайна одежды. Но в этом нет никакого противоречия. Такой подход обогащает обувные коллекции. Все эти кутюрные детали наполняют туфли новой информацией – так мне кажется.
Какие три поняти наиболее полно отражают стиль марки Roger Vivier?
Изменчивость, игривость, шик.
В ваших коллекциях не встретишь туфли, к которым применимо определение "сексапильные", во всяком случае в том смысле, в котором оно обычно используется. Как вы относитесь к чувственности и сексуальности применительно к обуви?
Я как раз считаю, что очень высокие заостренные каблуки, обилие ремешков – все то, что принято считать сексапильным — таковым не является. Сексапильность — не тривиальна и не банальна, и не может быть агрессивной. Изящный изгиб, небольшой по высоте, но утонченный каблук – вот что в моем понимании является чувственным и сексуальным.
Talon Virgule 1966
Кто-то заметил однажды, что, увидев туфли или босоножки Roger Vivier, сразу можно представить себе женщину в этой обуви.
Я абсолютно с этим согласен! Обувь Roger Vivier — это всегда продолжение женщины, а не предмет, который существует помимо и вопреки ей. Это обувь не для шоу, не для витрины, не для выставок. Она связана с людьми. В этом вообще состоит одна из функций моды – помогать самовыражению людей. И еще Roger Vivier — это обувь, в которой можно ходить.
О чем вы мечтаете, в профессиональном плане?
Однозначно я не мечтаю о чем-то конкретном — сделать коллекцию на основе такого-то цвета или использовать такой-то материал. В работе меня интересует непрерывность, целостность, последовательность. Может, вы и не будете помнить – что конкретно было в моей предыдущей коллекции, а что в следующей. Но они связаны между собой. И именно через этот переход, через перетекание одного в другое, возникает ощущение продолжения, непрерывности традиции и истории.
Выставка "Virgule, etc. Dans les pas de Roger Vivier" в Palais do Tokyo продлится до 18 ноября 2013 г.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7