Вампиры, бэткейв и Yves Saint Laurent
Одним из источников вдохновения для Клэр Уэйт Келлер в ее второй коллекции для Givenchy стал готичный эротический триллер Тони Скотта «Голод» 1983 года. Этот случай — далеко не первый, когда дебютный фильм британского режиссера стал концептуальной основой для модной коллекции. В 1996 году Александр Маккуин создает весенне-летнюю коллекцию с одноименным названием. Череда образов, в которых отточенный тейлоринг сменялся БДСМ-мотивами и белыми рубашками с пятнами крови, поверг неподготовленного зрителя в шок. Но самой запоминающейся вещью, которую, кажется, ни осмелится повторить ни один дизайнер после
Маккуина, стал прозрачный корсет, наполненный живыми червями.
Не поддающийся привычным определениям, он напрямую отсылал к финалу фильма и стал аллегорией неизбежности смерти: в итоге с ней сталкиваются все — даже, казалось бы, бессмертные главные герои картины. Уэйт Келлер выбрала более коммерческий, но не менее привлекательный подход к вампирской тематике — ключевым образом, который проходил через всю коллекцию, стала героиня Катрин Денев, вампирша Мириам.
Действие картины разворачивается в Нью-Йорке, где по ночам, спрятавшись от солнечных лучей, пара влюбленных вампиров, Мириам и Джон, облачаются в кожу и темные очки и кочуют по андеграундным клубам Манхэттена в поисках жертв. Главные роли в фильме, а именно персонажей, вовлеченных в опасный любовный треугольник, сыграли Дэвид Боуи, Катрин Денев и Сьюзан Сарандон, а за костюмы отвечала итальянка Милена Канонеро, известная своим блестящим сотрудничеством со Стенли Кубриком. В тандеме с режиссером она получила свой первый «Оскар» — за работу над костюмами к «Барри Линдону», а второй и третий — за «Марию Антуанетту» Софии Копполы и «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона.
Итак, Канонеро принадлежит заслуга в создании образов, которые задают тон всей картине. Они очень символичны и четко разделяют визуальность фильма на темное и светлое: рафинированные мрачные фигуры Мириам и Джона и нейтральный, повседневный образ доктора по вопросам старения Сары, которая поначалу не имеет никакого отношения к миру вампиров. Любовник Мириам Джон, которого она обратила еще в далеком XVIII веке, теряет дар вечной молодости и становится простым смертным, только его увядание происходит с тройной скоростью. Меняется не только лицо и тело Джона, но и его стиль: так, на смену кожаным вещам, вызывающим скинни-костюмам и овальным очкам приходит заурядный тренч.
Костюмы героини Денев были созданы Ивом Сен-Лораном, сама актриса была одной из муз кутюрье, и, возможно, поэтому образы получились настолько гармоничными. С одной стороны, Мириам символизирует андеграундную ночную жизнь образца 80-х — в кожаном плаще, колготках в сетку, узких очках cat eye и характерном макияже (кровавый отпечаток помады Chanel и смоки айс) она бродит по ночному Манхэттену в поиске жертв под аккомпанемент мрачного бэткейва. О коллекциях Yves Saint Laurent 80-х здесь напоминает и комбинезон-смокинг с глубоким вырезом, и платья с объемными плечами, которые образуют характерный для времени силуэт.
Мириам обладает даром (и проклятием) бессмертия и засвидетельствовала не одну эпоху — и этот не поддающийся власти времени образ очень точно передан при помощи стилизации от Милены Канонеро. Она очень тонко приблизила его по стилю к 30-м годам: укладка волной на холодном блонде, головные уборы, шелковые блузы, пиджаки с элегантным вырезом и томная вуаль на глазах. Такую, на первый взгляд, несостыковку в образе Мириам можно растолковать с той же позиции стиля 80-х, в котором смешался и неоромантизм, и готика, и ретро. Последнее стало лучшей аллегорией бессмертия главной героини, которой удалось затмить собой даже Дэвида Боуи.
В «Голоде» подчеркнуто и небезызвестное увлечение субкультур 80-х готикой и древними темными силами. Героиня Катрин Денев — вампирша, чьи корни уходят в далекую древнеегипетскую эпоху. О причастности к египетским магическим ритуалам говорит ее неизменный аксессуар — крест Анкх. Кроме того, готическую тематику с самого начала фильма обозначило появление группы Bauhaus, исполняющей свой нетленный трек «Bella Lugosi's Dead». Еще в саундтреке можно услышать Игги Попа времен альбома «The Idiot» — пластинки мрачной и символичной для декадентской культуры 80-х. В частности, она была последним, что прослушал Йен Кертис из Joy Division перед самоубийством.
Стиль в хоррорах всегда доведен до эстетической избыточности — из-за специфики жанра. Фильм не должен шокировать одним лишь сюжетом, его цель — щекотать все рецепторы. Неудивительно, что, вдохновляясь кинематографом, модные дизайнеры в девяти случаях из десяти берут за основу именно фильмы ужасов — взять хотя бы последние коллекции Рафа Симонса для Calvin Klein. Выбор Клэр Уэйт Келлер, с одной стороны, не кажется чем-то поразительным, но она так тонко и естественно процитировала стиль визуально безупречного «Голода», что коллекцию хочется пересматривать снова и снова — как и само кино.
Другие истории
Подборка Buro 24/7