Бохо-молодежь в картине про конфликт поколений конца 60-х
Фильм чешского режиссера Милоша Формана «Отрыв» вышел на большой экран в 1971 году и стал отправной точкой американской карьеры режиссера — далее последуют «Пролетая над гнездом кукушки», «Волосы» и «Амадей», которые сейчас уже считаются классикой американского кинематографа. В «Отрыве» действие разворачивается в конце 60-х годов и рассказывается типичная для Америки той эпохи история на тему поколенческого разрыва — и это конфликт не отцов и детей, но старого и консервативного и нового, революционного. Сексуальная революция, движение хиппи и новая социальная политика — все это пришлось, как известно, на конец 60-х годов.
Сюжет сосредоточен на судьбе девочки Дженни, которая таинственным образом пропадает (на самом деле отправляется на прослушивание), чем заставляет своих родителей изрядно поволноваться. Озабоченный отец пытается разыскать девочку, показывает прохожим ее фото, но все тщетно. Отчаявшись, он идет в богемный бар, который попадается ему на пути. Там он встречает такую же отчаявшуюся родительницу, и она посвящает отца Дженни в существование специальной группы для родителей, которые попали в такую же ситуацию. Группа объединяет старшее поколение, чтобы оно смогло наконец понять, что происходит с их детьми в 1968 году. Культовой стала сцена, в которой на одном из собраний богемный психолог объясняет буржуазно-консервативным родителям молодых людей, как правильно курить джойнт. Под кайфом и в смятении родители Дженни обнаруживают себя за игрой в карты на раздевание аккурат в тот момент, когда Дженни возвращается домой и застает отца и мать в самом неподобающем виде.
Помимо того что фильм поднял крайне актуальные вопросы своего времени, он попутно задокументировал стиль эпохи конца 60-х — начала 70-х годов. Прежде чем приступить к съемкам картины, Милош Форман посвятил кастингу актеров ни много ни мало два года. Режиссер рассказывал, что каждые выходные он и фотограф Мэри Эллен Марк отправлялись к фонтану Бетесда в Центральном парке, месту сбора хиппи и тех, кто хотел ими стать, и снимали на камеру интересные лица. Так что добрая часть актеров и массовки — реальные хиппи из Центрального парка. Именно благодаря аутентичности героев стиль в фильме настолько документально передает дух времени. Костюмер Пегги Фаррелл, прославившаяся позже по костюмам для «Собачего полдня» с Аль Пачино, выступила как стилист и работала с уже имеющейся фактурой. Так, молодежь в фильме одета в типичную для 60-х одежду — брюки и джинсы клеш, в которые заправлены простые белые футболки, блузы с этническими мотивами или вышиванки, короткие платья, вельветовые костюмы, обилие оборок и агендерность. В общем, во все, что сейчас мы называем стилем бохо, который кочует в виде тренда из сезона в сезон.
Молодые люди в фильме противопоставлены своим родителям, и этот конфликт также отражен в визуальности картины. Молодые хиппи, отвергавшие материальные ценности своих родителей из сытого среднего класса, стремились показать это в отношении к собственному внешнему виду, а их родители, наоборот, с таким же рвением пытались выставить их напоказ. Поэтому так комично выглядит сцена семинара по марихуане, на который взрослые пришли в старомодных вечерних образах, как на прием в салоне. Это в очередной раз подчеркивает задачу Формана показать, насколько устарело в своих взглядах взрослое поколение и насколько беспомощным оно может стать после одного джойнта. Символично, что Форману, которому на момент создания фильма было почти 40 лет, удалось так точно передать состояние по сути незнакомого ему американского общества и его молодежи всего лишь по тщательным наблюдениям извне. Надо признать, что он это умел, как никто другой, и это тот талант, по которому кино и те, кто его любит, будут очень скучать.
Другие истории
Подборка Buro 24/7