Осознанный подход подразумевает заботу о судьбе вещей: то, что уже потеряло ценность, можно сдать на переработку, а что без дела висит в шкафу — продать. Эксперты говорят о том, что ресейл может обогнать рынок быстрой моды уже через 10 лет. А на узнаваемые, люксовые марки будет спрос всегда. Мы составили гид по надежным ресейл-платформам, где можно купить подержанные вещи люксовых марок или перепродать их.
Крупнейший на сегодня сайт по перепродаже вещей открылся в 2009 году, когда предприимчивая француженка Фанни Муазан решила справиться с последствиями кризиса весьма оригинальным образом. Она увидела, что многие блогеры стали продавать брендовые вещи, позвала друзей и запустила платформу для ресейла. С тех пор компания заручилась инвестициями в размере 37 миллионов долларов (среди инвесторов, кстати, есть Condé Nast), а еще разрослась до штата в 340 сотрудников и отделений в 48 странах мира.
По словам Муазан, на сайте можно найти практически любую известную марку, но прямо сейчас наблюдается спрос на вещи Dior, Fendi, Off-White и Celine времен Фиби Файло. «Многие приходят к нам как за уникальными и редкими вещами, например, винтажными часами и сумками, так и за маст-хэвами из последних коллекций, которые были только что распроданы», — добавляет основательница компании.
Процедура продажи Vestiaire Collective предельно простая, а у продавцов часто получается вернуть до 80% первоначальной цены на люксовую вещь. Сориентироваться на платформе помогает система бейджей: их выдают тем, кто совершил как минимум две успешные сделки за последние четыре месяца. Сегодня у платформы восемь миллионов клиентов по всему миру, а к концу 2019 года Vestiaire Collective наконец добавит Россию в зону доставки.
Нью-йоркская платформа Grailed появилась в 2013 году как сообщество фэшн-экоэнтузиастов — тех, кому не безразлична судьба одежды. С тех пор, сайт переориентировался на рынок экспертов мужской моды. Как заметил основатель платформы Арун Гупта, «если хочешь сделать маркетплейс, особенно масштабный, хочется удовлетворить потребности каждого, но иногда получается, что в итоге не можешь ничего никому предложить». Grailed оригинально справился с ситуацией, разделив ассортимент платформы на три подкатегории: собственно Grailed (вещи люксовых брендов), Hype (стритвир) и Core (масс-маркет и винтаж). Любопытно, что второй страной в списке продавцов сайта является Малайзия (теперь мы знаем, где в Азии искать отборный винтаж). В 2017 году Grailed запустил женскую платформу Heroine, где есть Dior времен Гальяно, жакеты Comme des Garçons, пальто Helmut Lang и платья Jacquemus. Комиссия на сайте, пожалуй, самая щадящая из всех возможных: всего 6% + 2,9% платы за PayPal.
Удобно, что платформа Rebag целиком посвящена люксовым сумкам. Здесь можно найти багеты Fendi, сумки Gucci и Balenciaga, но больше всего на сайте моделей Louis Vuitton и Chanel.
В июне 2019-го Rebag открыла свой самый большой бутик в Майами, куда стоит прийти хотя бы за тем, чтобы сделать фотографию — например, на фоне стены из редчайших моделей Hermes Birkin. При этом большинство сумок в магазине продается на 50% дешевле первоначальной цены, стоить дороже могут только редкие модели вроде все той же «биркин» или сумок из коллаборации Supreme и Louis Vuitton.
Важное отличие Rebag от других сайтов перепродажи в том, что компания полностью берет процесс на себя. Вы сдаете сумку и получаете выплату сразу, не дожидаясь, когда найдется покупатель. А еще проект экспериментирует с форматами торговли и с прошлой осени предлагает услугу аренды: участники программы Rebag Infinite могут купить сумку, носить ее полгода, вернуть и получить 70% от ее стоимости.
Знакомая история для многих из нас: однажды Трейси Динунцио оглядела свой гардероб и поняла, что не носит больше половины вещей. Так появилась ресейл-платформа, которая недавно заручилась инвестициями в размере 80 миллионов долларов. Ценовый диапзон на Tradesy широкий: можно найти хоть платье Alexander McQueen, хоть жакет из Zara. Наибольшим спросом здесь пользуются все-таки люксовые сумки и аксессуары. В топе популярных марок — Louis Vuitton, Chanel, Celine, Gucci, Saint Laurent, Prada и Christian Louboutin.
С 2009 года платформа наторговала на миллиард долларов — и это спасло планету от 25 тысяч мусорных машин с ненужной одеждой. Сайт предлагает несколько интересных услуг для продавцов: например, Tradesy Shipping Kit позволяет высылать товары не выходя из дома — всю упаковку, документы и транспортировку компания берет на себя. А с прошлого года разобрать гардероб и решить, что продать, а что оставить, можно вместе с профессиональным стилистом — новая услуга Tradesy доступна только для жителей США.
Крупнейший проект, который перепродает люкс, за восемь лет существования выплатил 988 миллионов долларов своим комитентам. У платформы три офлайн-магазина в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а еще одиннадцать офисов, которые принимают вещи на продажу. В ассортименте TheRealReal — мужская и женская одежда, а еще ювелирные изделия, часы, предметы искусства, домашнего декора и детские вещи. Гордостью TheRealReal его основатели называют команду аутентификаторов — с проектом сотрудничают более сотни профессионалов, которые проверяют подлинность люксовых вещей.
Идею ответственного потребления The RealReal развивает в партнерстве с маркой Стеллы Маккартни. Тем, кто сдает вещи Stella McCartney, дают стодолларовый кредит на новую покупку. Также вместе с Маккартни платформа запустила калькулятор устойчивости ресейла, который показывает, как ваша покупка подержанной вещи помогла сэкономить природные ресурсы и снизить количество вредных выбросов.
Рынок ресейла кроссовок к 2025 году может достичь оборота в 6 миллиардов долларов. Мы живем в ту эпоху, когда спортивная обувь неожиданно стала разновидностью валюты, потому что ценники на перепроданные кроссовки практически не меняются. При этом в ресейле особенно ценятся вещи из коллабораций с музыкантами. Немудрено, что появляется множество ресейл-сайтов, которые специализируются на кроссовках. Один из таких — Goat. Название платформы — сленговый акроним фразы Greatest Of All Time («величайший за все времена»).
На сайте удобно ориентироваться по тематическим подборкам на любой случай жизни: к примеру, есть раздел коллабораций с японскими дизайнерами, самых удобных моделей для кастомизации и 50 оттенков белых Yeezy. Goat предлагают не только подержанные пары, но и новые: весной, к примеру, на платформе состоялся релиз кроссовок Chain Reaction Versace.
Называть Farfetch ритейлером ошибочно — это платформа, которая связывает бренды и магазины с покупателями по всему миру. На сайте можно найти и секцию подержанных вещей, которые поступают из магазинов-партнеров. А в мае 2019 года на Farfetch появился сервис Farfetch Second Life по перепродаже дизайнерских сумок: вы сдаете сумку и получаете кредит, которым можно оплатить новые покупки на сайте. Пока сервис работает в тестовом режиме, и его услугами можно воспользоваться на территории стран Евросоюза и Великобритании.
«Тренд на осознанное потребление и бережное отношение к индустрии моды очень близок ДНК Farfetch, — говорит бренд-директор Farfetch Александр Перепелкин. — В отличие от других проектов мы смогли построить свой бизнес не на разрушении, а на сохранении и поддержке уже существующего ритейла. Сегодняшний запрос потребителя выбирать внимательнее, носить вещи дольше или передавать их другому человеку, если они больше не нужны, мы считаем очень важным для сохранения устойчивости всей модной индустрии».
Основатель крупнейшей в России resale-платформы и по совместительству владелец самарского ресторанного холдинга Антон Власов рассказывает, что бизнес-идею ему подсказал сын: «Когда я приехал навестить его во время учебы в Лос-Анджелесе, то увидел, с каким энтузиазмом он покупает крутые кроссовки в комиссионке: "Это же выгодно, папа!"» Так в 2016 году появился маркетплейс, работающий по аналогии с Vestiaire Collective.
На Luxxy стоит заходить за классикой люкс. Пятерка популярных маркой платформы — Chanel, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, Prada и Michael Kors. Сверхактуальные вещи вроде сумок-малюток Jacquemus тоже есть. Особенно приятно, что наценка Luxxy не превышает двадцати процентов.
Подлинность изделий гарантирует команда аутентификаторов, которые работают с необычным для российского рынка прибором Entrupy: он делает микрофотографии и оценивает факторы, не заметные для человеческого глаза.
Однокурсницы с филфака МГУ Виктория Клиновская, Саломея Кинцурашвили и Яна Демидович после окончания учебы решили сделать совместный проект и — запустили комиссионку Buy By Me. В этом году проекту исполняется 7 лет, и больше всего основательницы гордятся своей верной аудиторией.
«Наш проект располагает большой клиентской базой, и мы не стремимся конкурировать, — рассказывает Яна. — Мы стараемся улучшать условия сотрудничества с нашими комитетами и покупателями. Наше кредо — всегда готовы пойти навстречу и выгодно реализовать товары».
Отбору вещей для проекта уделяется особое внимание, этим занимается целая команда, которая добавляет в ассортимент актуальные, а главное – сохранившие идеальное состояние вещи. Все вещи, которые поступают на реализацию, проходят несколько этапов проверки. Buy By Me сотрудничает с экспертной группой, включающей мультибрендовых специалистов.
На сайте можно увидеть концептуальные фотосеты с одеждой из каталога, которую примеряют друзья проекта Анка Цицишвили, Евгения Линович и Лаура Джугелия, а в шоуруме на Студенческой улице 39/26 — потрогать и примерить вещь перед покупкой.
Платформа themarket выросла из группы во «ВКонтакте», где делились обновками отечественные хайпбисты. Сайт так и остался маркетплейсом, что дает возможность продать подороже, купить подешевле и все без комиссии.
Самыми популярными лотами themarket основатель проекта Михаил Постников называет Supreme, Yeezy, Nike и Gucci. Возраст большинства пользователей сайта — 18-24 лет. Однако есть клиенты и постарше: «Машина Gucci X Fiat из Испании (а ее надо еще растаможить!) была продана меньше, чем за неделю, не думаю, что ее приобрел кто-нибудь из молодежи», — рассказывает Михаил.
На сайте зарегистрировано более 100 тысяч пользователей, а если сложить аудиторию соцсетей, включая смежные проекты, набирается около полумиллиона. Самый дорогой лот, который заливали themarket, — картина Kaws за 27 миллионов рублей. Ежедневно на сайте размещают более 400 объявлений. «У нас есть и то, что может себе позволить рядовой студент, и то, что обойдется недешево, но будет уникальным», — продолжает Постников.
Рекомендуем подписаться на смешной инстаграм @themarketquotes, который ведет администрация themarket
Second Friend Store — российский пример концептуальной комиссионки с выдающимся брендлистом, где есть Prada, Dries van Noten, Marni, Acne Studios, Marc Jacobs, Maison Margiela, Gucci и Rick Owens. За восемь лет работы магазина насмотренность команды превратилась в шестое чувство: «На уровне чутья мы можем отсечь какую-то вещь, а потом найти подтверждение своему ощущению в отсутствии метки на застежке на молнии».
Этой весной Second Friend Store внедрил аналитическую систему, которая рассчитывает оптимальную цену на каждую вещь. Для этого магазин проанализировал свои продажи за 5 лет, то есть 36 тысяч артикулов. «Наша цель, чтобы 70% вещей, которые мы принимаем, продавались бы менее чем за 6 месяцев». Большая часть заказов приходит из онлайн-магазина, но офлайн по-прежнему остаётся важным каналом. Second Friend Store предлагает курьерскую доставку с примеркой, но все равно многие клиенты предпочитают прийти в шоурум, и в результате 70% продаж совершается именно в физическом магазине.
В честь открытия нового шоурума на Мясницкой Second Friend Store проводил уикенд осознанного потребления, куда пригласил специалистов индустрии с интересными паблик-токами. Основательница магазина Анна Любан уверена, что ресейл станет новым лицом модной индустрии: «Благодаря развитию shared economy в других областях люди начинают спокойнее относиться и к покупке чьей-то одежды. Это больше не признак нужды или отсутствия альтернатив, а осознанный выбор современного человека».
Стилист с безупречным вкусом Катя Гуссе продает безупречные вещи. Брендлист варьируется от грузинских марок до Loewe.
Инстаграм-комиссионка сестер Ирины и Марины Голомаздиных, которые любят лаконичные вещи и мастерски сочетают тяжелый люкс вроде Celine и Prada с H&M и Zara.
Все, что вы хотели знать об #oldceline, в одном месте — в комиссионке со строгой селекцией Оксаны Пономаревой
Дизайнер Юля Рубан распродает драгоценности своего гардероба, среди которых есть пальто Dries van Noten и косуха Acne Studios — а вырученные деньги отдает благотворительным фондам.
1. Обращайте внимание на ассортимент платформы и правила: одни вывешивают список разрешенных брендов, другие занимаются концептуальными подборками. От этого напрямую зависит, как быстро вы сможете продать свой товар.
2. Заголовки объявлений должны быть короткими и понятными, а фотографии красивыми. Некоторые сайты составляют отдельный список рекомендаций о том, как именно должны выглядеть объявления.
3. Лучше всего продаются товары с описанием в 20–60 слов.
4. Каждая последующая выставленная вещь, как правило, уходит быстрее: всё решает ваша репутация как ответственного продавца.
5. В моде по-прежнему важна сезонность: это тоже надо учитывать, если хочется продать вещь побыстрее.
1. Запрашивайте дополнительные фотографии у продавца, чтобы составить полную картину о состоянии вещи.
2. Не бойтесь задавать вопросы о товаре: в описании даже хорошие продавцы, как правило, указывают лишь 80% информации.
3. Вещи, купленные с рук, обычно находятся в лучшем состоянии, чем винтажные подборки из секондов, потому что вторичный рынок — далеко не всегда б/у.
4. Если на сайте цену устанавливает продавец, торгуйтесь обязательно! Статистика говорит, что в каждом втором случае удается снизить цену в три раза.
5. Обращайте внимание на наличие безопасной сделки на сайте и премодерации объявления (перед публикацией объявление проверяет человек, а не программа), на многих зарубежных сайтах таких функций нет.