Как офлайновые магазины борются за жизнь с помощью технологий будущего
Кто убивает традиционный ретейл
Концепция fast fashion и стремительное развитие культуры социальных сетей породило новое поколение покупателей. Главное отличие поколения интернета от предыдущего в том, что оно не умеет и не хочет ждать: выхода журнала, фильма или новой коллекции, поэтому индустрия подстраивается под формат кликовой доступности — покупки в интернете.
В таких условиях у брендов категории люкс не остается иного выхода, кроме как приспосабливаться к переменчивым реалиям и вводить форматы в духе «see now, buy now». Многие модные дома с переходом на новый календарь жертвуют дополнительными линиями коллекций, отказываются от мужских показов, а некоторые — в особенности это касается брендов деми-кутюр, которые работают над каждой коллекцией долго и кропотливо — вовсе остаются в стороне от нововведений.
В новых условиях проблемы возникают и у традиционного офлайн-ретейла. Прибыль крупных брендов по-прежнему зависит от успеха продаж в физических магазинах, что в условиях роста и популяризации платформ онлайн-шопинга складывается не в их пользу. В итоге люксовые марки, которые не хотят, да и не имеют возможности гнаться за условными H&M и Zara, начинают делать акцент на клиентском сервисе и качестве, чтобы спасти не только сам бренд, но и свои традиционные ретейловые точки. Многие начинают шить на заказ, другие же прибегают к помощи виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Могут ли технологические инновации действительно спасти традиционный ретейл и какую роль им предстоит сыграть?
Как его пытаются спасти
По данным Statista, к 2018 году количество активных пользователей продуктов виртуальной реальности обещает достичь 171 миллиона человек — и это не учитывая успех игры Pokemon Go. Это касается и модной индустрии. Многие бренды уже активно интегрируют диджитал-технологии и виртуальные приемы в свои шоу и рекламные кампании. Пример — последняя интерактивный кампейн Marques' Almeida. У некоторых марок дело доходит даже до экспериментов с искусственным интеллектом. Агентство J Walter совместно с изданием WWD провело исследование, по данным которого за последний год искусственный интеллект стали внедрять в стратегии развития брендов повсеместно. Например, американская марка Kate Spade выпустила сумку, которая заряжает телефон, а в примерочных магазинов Rebecca Minkoff появились умные зеркала. Также электронные примерочные, прямо из которых можно сделать заказ по интернету, заработали у Warby Parker, Bonobos и Sézane.
Более того, сейчас появляется все больше стартапов, цель которых — разработать приемы для усовершенствования непосредственно экспириенса традиционного шопинга. По данным J Walter, на это есть спрос: 70% американских миллениалов и 62% их сверстников из Великобритании потенциально заинтересованы в продуктах, которые куплены при помощи искусственного интеллекта, и примерно то же количество опрошенных считает, что будущее ретейла — за высокими технологиями.
Иммерсивный компонент в реальных магазинах вызывает эмоции у молодых покупателей и, вероятно, сможет спасти физический шопинг. Например, бренд Tommy Hilfiger не только работает в формате «see now, buy now» вот уже второй сезон, но и внедряет в свои флагманские магазины онлайн-консультанта. Он работает на платформе мессенджера Facebook, общается с покупателем и помогает сделать выбор. Исследования уже другого агентства, Sonar, подтверждают интерес молодежи к искусственному интеллекту реальными цифрами: 80% молодых покупателей охотно придут и купят что-то именно в том магазине, где есть интерактивные развлечения. Об этом также говорили многие эксперты на BOF Voices в Сиднее в прошлом году: магазин будущего должен быть таким же развлечением, как поход в кино или на футбольный матч.
К кому обращаться
Бренды, которые не обладают сильной IT-командой и достаточным бюджетом для создания иммерсивной реальности в своих магазинах, могут обратиться за помощью к специальным технологическим комьюнити. Например, итальянский стартап ELSE Corp, вошедший в десятку успешных по мнению Forbes, занимается проектированием и разработкой облачной 3D-commerce-платформы на базе Microsoft Azure, которая внедряется в магазины. Главное отличие этой платформы в том, что она работает из облака и, по сути, может быть использована любым брендом. Cтартап получает небольшой процент от суммы продажи конечному потребителю за то, что предоставляет готовое решение своим партнерам и клиентам.
Стартап создал концепцию 3D-бутика, в котором покупатель может просканировать свое тело и затем при помощи искусственного интеллекта выбрать подходящую обувь или одежду, а также материалы и декор. Затем технология создает осязаемую 3D-модель будущего продукта. После процесса кастомизации он отправляется на производство. По словам CEO Else Corp Андрея Голуба, благодаря 3D-commerce компания-производитель может обеспечивать клиентов сервисом совершенно нового уровня. Эта технология позволяет покупателю создать одежду своей мечты, а не просто выбрать что-то из ассортимента. В случае с виртуальным ретейлом создатели стартапа полностью исключают проблему переполненных товарами складов, подключают логику умной цепочки поставок и производства вещей под заказ согласно желанию клиента. Сейчас компания работает с итальянскими дизайнерами и ретейлерами в тестовом режиме, но вскоре планирует выйти на глобальные рынки.
По той же логике виртуализации продаж работает сервис fits.me, который считывает биометрику тела и помогает выбрать правильный размер. Однако он все же больше рассчитан на онлайн-магазины. Стартапы, связанные с виртуальной реальностью и традиционным ретейлом, активно используют специальные сенсоры, которые делают 3D-сканеры все мобильнее, и, вероятно, в скором времени процесс сканирования упростят так, что им можно будет пользоваться дома. Особенно это звучит актуально в контексте того, что Тим Кук представил следующее поколение iPhone с 3D-сенсорами, которые позволят сканировать комнату, себя и даже свою собаку.
Источник: https://www.buro247.ru/fashion/fashion-industry/22-mar-2017-can-virtual-reality-save-offline-shops.html
Почему будущее все еще не наступило
Виртуальная реальность может стать спасением для традиционного ретейла, но главный вопрос в том, готова ли к этому модная индустрия. Для того чтобы наладить пошив одежды на заказ по технологии с использованием виртуальной 3D-модели, под новый формат нужно адаптировать все производство, что все еще остается проблемой для крупных брендов и модных домов. Для тех же iPhone, которые смогут создать 3D-графику, придется разработать специальные приложения.
В связи с большим спросом на модную продукцию бренды вынуждены переносить свои фабрики в страны, где производство менее затратно. В это время технология 3D-commerce становится доступнее и легче в обращении для небольших брендов, которые занимаются решорингом (переносят производство домой). Речь идет о молодых коммерческих дизайнерах или региональных марках, для которых продажи «под заказ» — идеальная с точки зрения бюджета модель. Крупные же бренды могут видеть в стартапах вроде Else Corp дополнительный инструмент маркетинга и привлечения покупателей непосредственно в магазин. Однако для этого всей системе производства придется стать гораздо более гибкой, а на это потребуется время.
Александр Белоцерковский, специалист по стратегическим технологиям в России, наоборот, считает, что традиционный ретейл неизбежно придет к услугам виртуальной реальности: «Решения на базе искусственного интеллекта в ретейле сегодня — не такая уж редкость. Компании, которые одними из первых пошли по пути цифровой трансформации бизнеса, уже оценили их эффективность. Благодаря интеграции таких решений выигрывают все стороны процесса. С помощью искусственного интеллекта производители, поставщики и продавцы могут анализировать предпочтения клиентов, строить прогнозы о популярности того или иного товара, а значит, более эффективно управлять его поставками в соответствии со спросом. Покупатели получают индивидуальный подход, кастомизированные предложения в нужном месте в нужное время. Это значительно упрощает жизнь человека, его ориентацию в многообразии продуктов и услуг, улучшая качество предоставляемого сервиса. Совокупность этих факторов напрямую влияет на лояльность, которая прямым образом сказывается на финансовых показателях ретейлеров. Ретейл-компании постепенно меняют подход к бизнесу по той простой причине, что иначе совсем скоро они не смогут конкурировать на рынке».
Виртуальная реальность и искусственный интеллект появились на свет гораздо позже, чем модная индустрия, которая больше века работала по одной и той же схеме. Сейчас технологическое комьюнити выполняет пятилетку за два года, и поэтому модной индустрии все еще сложно придерживаться одинакового с ним темпа — это касается и процесса производства, и бюджетов, и маркетинга. Однако факт остается фактом: поколение, которое играет в Pokemon Go, скорее придет в офлайновый магазин, где сможет погрузиться в будущее, чем в обычный. Поэтому у традиционного ретейла, кажется, больше нет выбора.