В Советском Союзе не было своей моды. Вернее она была в самом начале, когда все культурные ресурсы государства, построенного на пепелище былой империи, были направлены в одну сторону — в сторону идеологии. Впоследствии мода сошла на нет: советские граждане, трудолюбивые рабочие, не должны были тратить время на внешний вид. Подобный набор штампов ввел советскую моду и моду входящих в Союз стран в паралич, из которого многие не могут выйти до сих пор.
С другой стороны, распад Союза привел к возрождению национального самосознания и культуры во многих странах бывшего советского блока. В похожей ситуации оказалась и мода. В постсоветских странах в последние годы начала семимильными шагами развиваться модная индустрия, и она не имеет ничего общего с Москвой. На Украине появилась целая когорта молодых дизайнеров, которые взяли непростой опыт собственных стран и забытую культурную идентичность и преобразовали их в мощный творческий импульс. Так случилось и в Грузии: Демна Гвасалия, Рия Кебурия и Давид Кома сейчас пользуются огромным успехом за пределами постсоветского пространства. В свою очередь, в самой Грузии, где на прошлой неделе прошла Tbilisi Fashion Week, индустрия тоже не стоит на месте.
Почему размер не имеет значения
Основной площадкой для показов стал исторический тбилисский музей, который расположился в сердце старого города рядом со старинной церковью, в шаговой доступности от того места, где проходил Великий шелковый путь. Но одной площадкой дело не ограничилось: грузинские дизайнеры успешно освоили излюбленный прием западных коллег и устраивали презентации на самых неожиданных площадках. Ани Датукишвили, например, провела показ в местной школе № 26, а гостей посадила за парты, как учеников. Лоша Джокадзе организовал шоу прямо на улице Агмашенебели, а лондонский бренд ZDDZ, который приехал на Tbilisi Fashion Week в качестве гостя, показал новую коллекцию в здании консалтинговой компании Ernst & Young.
Местный колорит, который стабильно ассоциируется с грузинской гостеприимностью, ощущается во многом — по сравнению с помпезностью больших недель моды, даже московской, которая в буквальном смысле проходит под стенами Кремля, Тбилисская кажется домашней и искренней.
Tbilisi Fashion Week проходит всего в десятый раз, но с каждым годом привлекает все больше внимания. Подобная камерность вкупе с обостренным вниманием со стороны медиа и байеров становится благодатной почвой для сравнительно молодых брендов вроде Lara Quint, авангардные коллекции которых по-настоящему выделяются и не имеют ничего общего с эстетикой Демны Гвасалии.
Поддержка молодых дизайнеров
Во многом индустрию в Тбилиси поддерживает государство. Оно дает площадку для самовыражения многим юным дизайнерам: Elenny, Laboratory и Mia. Например, Майа Пайлодзе в этом сезоне показала свою первую, но уже зрелую коллекцию, в которой читаются отсылки к скандинавскому дизайну вместе с природной темой, очень близкой грузинам. Девушка говорит, что после учебы в Италии она вернулась домой, потому что именно здесь проще запускать бренд и отшивать коллекции — государство много работает над строительством фабрик и производства. Похожая схема в свое время помогла фавориту Tbilisi Fashion Week Марьям Гвасалии. После пяти сезонов в Грузии одежда и обувь Mariam Gvasalia разлетелась по концепт-сторам Венеции, Риги и Москвы.
По собственным словам дизайнера, несмотря на то что у грузинских дизайнеров действительно отличный стиль и множество идей, возможностей для производства в стране недостаточно, поскольку мода в Грузии все еще находится на начальной стадии развития. И это понятно: как и везде, в стране сейчас не самое лучше время для больших вложений в индустрию из-за других проблем. Но, если в ближайшие годы ситуация изменится, грузинская мода начнет стремительно развиваться.
Переработка советского прошлого
В этом сезоне Tbilisi Fashion Week стала площадкой для зарубежных брендов из постсоветского пространства: в ней приняли участие молодая армянская марка SONČESS Соны Хакобян и украинская SAYAA Любы Макаренко, коллекции которой уже давно продаются в тбилисских концепт-сторах (их, кстати, в городе немало). Люба говорит, что в Tbilisi Fashion Week ее привлекает возможность близкого общения с гостями и то, что за несколько дней все становятся одной большой семьей.
Именно эта атмосфера побудила марку уличной одежды из Лондона с русскими корнями ZDDZ выбрать в этом сезоне своей площадкой Тбилиси. Показ состоялся в офисном пространстве консалтингового агентства Ernst & Young, а модели вели себя как офисные сотрудники. В новой коллекции под названием CORP дизайнер Даша Сельянова рефлексирует над корпоративной культурой, которая загоняет молодых людей в строгие рамки и давит на их психическое состояние: чтобы состояться как личность в ХХI веке, тебе нужно работать на корпорацию.
В целом формат нестандартных презентаций уже не первый год как закрепился на крупных неделях моды, и в Тбилиси он тоже набирает обороты. Так, бренд LTFR (Let The Funk Ride) выбрал местом своего шоу тбилисский лофт, который в принципе служит для бренда штаб-квартирой. По словам дизайнера, он вдохновляется уличной эстетикой и новым Тбилиси, родившимся на останках Советского Союза. Отсюда и прием переработки старой одежды в нечто новое и современное. По словам Анано Долаберидзе, блогера и одного из организаторов Tbilisi Fashion Week, влияние советского опыта отражается в творчестве многих грузинских дизайнеров, но при этом они сохраняют сильное чувство собственной идентичности.
Причем здесь Демна Гвасалия
Братья Гвасалия родом из, на тот момент грузинского, Сухума и сейчас считаются без преувеличения самыми влиятельными людьми в индустрии. В связи с этим внимание к Грузии как к новой родине дизайнерских талантов особенно обострилось. Однако Демна Гвасалия прошел антверпенскую школу и сейчас в рамках Vetements и Balenciaga скорее перерабатывает пережитое советское прошлое, смешивая его с поп-культурой для западных покупателей.
Несмотря на присутствие «демна-фактора» в отдельных коллекциях (а где его, собственно, нет?), молодые дизайнеры из Тбилиси глубоко оригинальны и самобытны. Отсюда и наплыв иностранных медиа, байеров и блогеров, которые отправляются в Грузию познакомиться не только с аутентичной модой, но и с культурой и красотой Казбегов. Показательно в этом смысле и то, что открытие Tbilisi Fashion Week стало посвящением актрисе Софико Чиуарели, сыгравшей в лучших фильмах Сергея Параджанова — режиссера, который не давал людям забыть свои корни: армянские, грузинские, украинские. Так и молодые дизайнеры из Грузии помнят о своих предках, и это не имеет ничего общего со стагнирующей ностальгией — в своем творчестве грузины перерабатывают прошлое и одновременно обращаются к современности. И, скорее всего, через пару лет Тбилиси действительно станет полноправной модной столицей. И Демна Гвасалия здесь ни при чем.
Другие истории
Подборка Buro 24/7