Функциональные пространства, мебель и каркасные дома: за что мы любим архитектурное бюро Delo
АРСЕНИЙ БРОДАЧ
основатель архитектурного бюро и бренда Delo
История проекта началась в далеком 2013 году, когда было основано архитектурное бюро. Расскажете об этом времени?
В 2013 году появилась архитектурная студия — для нее не требовалось ничего, кроме меня и ноутбука. Занимались разными проектами, в том числе общественными интерьерами, для которых разрабатывали мебель. Это были кофейни, бары, магазины и хостелы. Однако с подрядчиками не всегда удавалось найти общий язык, и пришли к мысли, что нужно открывать собственную мастерскую: только так можно контролировать результат. В Петербурге на Миллионной улице в кластере «Архитектор» сделали офис. По будням работали, а на выходных тусили — пространство превращалось в технобар «Дверь». Убирали рабочий стол, ставили диджейский пульт и закрывали окна шумоизоляцией — настоящий бар со стойкой и отличным лайн-апом.
Как опишете ДНК компании?
Основа нашего дизайна — рациональность. Тем не менее предметы получаются выразительные и запоминающиеся. Формируем собственный дизайн-код, опираясь на технологические возможности, мировой опыт и наследие советских конструктивистов. Для Delo важно не расходовать лишний материал и не совершать лишнюю работу: все предметы экологичны настолько, насколько это возможно при производстве. Можно сказать, создаем мир бренда с культурой, в основе которой лежит функциональная и уравновешенная красота.
Спустя несколько лет после основания бюро создали мебельный бренд. Почему решились на такой шаг?
Со временем, после открытия мастерской, у нас стала появляться серийная продукция — простые столы и стулья, которые начали пользоваться спросом, — и решили двигаться в этом направлении. Учились работать с материалами, осваивали технологии и придумывали новые предметы. Потом появился простенький интернет-магазин. По-прежнему проектировали интерьеры, но серийное производство мебели стало нашим основным направлением, а мастерская — брендом.
Когда почувствовали первый успех?
Приток внимания ощутили, когда открыли первый шоурум в Басковом переулке в 2019-м. Стали выглядеть серьезнее, и теперь каждый мог посетить пространство Delo, познакомиться с нами и посмотреть продукцию. Часто устраивали мероприятия: лекции, презентации и просто тусовки. В этом шоуруме, конечно же, тоже был бар и диджеи.
В первую очередь стали популярны среди профессионалов: архитекторов и дизайнеров интерьеров, которые начали использовать нашу мебель в проектах (стулья, например, все чаще стали появляться в новых кофейнях и ресторанах). Мы учились фотографировать, в шоуруме все быстро менялось, и у бренда начал появляться узнаваемый визуальный язык. На аккаунт в Instagram* (компания Meta Platforms Inc. и социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории России — Прим. BURO.) Delo начали подписываться и репостить наши фотографии. Про нас стали писать статьи, предлагать коллабы и давать награды.
Сейчас Delo — один из самых узнаваемых российских мебельных брендов. В чем залог популярности?
Delo — один из первых в России самобытных брендов, созданных энтузиастами. Со своим взглядом на дизайн и собственным производством. Такой проект, конечно, интересует аудиторию больше, чем просто коммерческие компании, которые продают мебель.
Помогает ли архитектурный бэкграунд компании в создании новых предметов мебели?
Архитектурный бэкграунд не просто помогает в создании предметов — он лежит в их основе. К тому же дизайн мебели позволил реализовать те амбиции, которые не мог реализовать в архитектуре — сам придумывал предмет, сам воплощал, контролировал и видел результат.
Мне всегда импонировали архитекторы, которые в том числе создают мебель, — начиная с Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ и Алвара Аалто. Все они воплощали идеи как в проектировании зданий, так и в дизайне мебели. Ведь в основе лежат одни и те же принципы — независимо от того, какой это предмет: подсвечник, стул или целый дом.
В 2022-м участвовали в миланской Неделе дизайна и представили инсталляцию The Dining Room на площадке Alcova. Расскажите подробнее об этом опыте и проекте в рамках выставки.
Участие в миланской Неделе дизайна стало первым выставочным опытом Delo за пределами России. Для площадки Alcova участники готовили разные концептуальные инсталляции или даже перфомансы. В 2022 году мероприятие проходило на территории действующей военной части и заняло несколько корпусов бывшего психиатрического госпиталя.
Так появилась наша инсталляция Dining Room — двухметровый стол «Столстер» в окружении восьми знаковых моделей стульев Delo, которые мы произвели специально для мероприятия. Концепция заключалась в том, что мебель превращала палату психбольницы для изоляции человека в общественное пространство. Чтобы вписать мебель в интерьер, мы выкрасили металлические каркасы и деревянные детали в тон стен и потолков. Самым большим испытанием стала логистика доставки мебели в Милан. Из-за санкций и проблем с документами груз несколько раз возвращали на склад в Шушары — на пересечение границы с Эстонией фургону понадобилось девять дней.
В этом году успех вновь повторился и вы представляли в Милане стулья и кресла, изготовленные в Турции. Расскажите о них подробнее, как итальянская публика и критики приняли новинки?
Посетителей много — это дизайнеры, байеры, пресса и галеристы из разных стран. Многие удивлялись, когда видели компанию из России на выставке в Милане, учитывая контекст. Получили много внимания от ритейлеров и производителей из Европы, а архитекторы и дизайнеры интерьеров интересовались нашими предметами для своих проектов.
Еще в портфеле компании есть каркасные дома разной площади. Почему решили развиваться в этом направлении?
Всегда было интересно проектировать дома. Сейчас Delo House — это одно из направлений нашей деятельности в рамках бренда, где дом — такой же продукт, как остальные: его можно посмотреть и купить.
У нас своя бригада. Мы строим дома целиком, с финишной отделкой и инженерным оснащением. Затем мебелируем, устанавливаем технику, дополняем предметами быта — в доме сразу можно жить. Можно сказать, мы создаем целую среду обитания, где человека окружает наш дизайн.
Получается, Delo занимается разработкой архитектурных проектов, общественных пространств, мебели и каркасных домов. Какие еще векторы мы упустили?
Сейчас развиваем несколько основных направлений: дизайн и производство мебели, строительство домов и индивидуальное проектирование, о которых уже сказали. Еще есть коллекции предметов быта и одежды, стараемся время от времени коллаборировать с другими российскими брендами. Например, у нас есть тарелки и стаканы из матового стекла совместно с Solid Water, керамические вазы с ДВКБ и ковры с Walezhnik.
Об ИИ часто говорят, поэтому не можем не спросить — используете нейросети в работе?
Нет, не используем: у меня есть подход к дизайну — это наполовину творческий процесс, наполовину вычислительный. Нейросеть генерирует образ, но не учитывает функциональных особенностей предмета и свойств материалов, не рассчитывает конструкций. Поэтому пока продуктивно использовать ИИ у меня не получилось.
Каких новых проектов ждать в будущем?
В планах улучшать уже имеющиеся предметы и придумывать новые. Будем расширять линейки мебели, одежды и предметов быта. Продолжим проектировать дома и заниматься другими архитектурными проектами.Также есть желание открыть шоурум в Москве, ведь сейчас мы представлены только в пространстве A–House. Будем развивать worldwide деятельность, налаживая рабочие процессы в Турции.
Другие истории
Подборка Buro 24/7