Бен Горхэм: "Мои ароматы — как главы одной большой книги"
Основатель Byredo о своих парфюмерных поисках
Как многие пришедшие к успеху люди, шведский парфюмер Бен Горхэм нашел "свое" дело случайно: он был профессиональным баскетболистом, работал в супермаркетах и на стройках, а после окончания художественной школы по стечению обстоятельств познакомился с парфюмером Пьером Вульфом, который и открыл ему мир ароматов. В 2006 году он основал Byredo.
До появления аромата Flowerhead, в котором ключевые аккорды — жасмин, тубероза и роза, вы еще ни разу в своих парфюмах не уделяли такого внимания цветочным нотам и, как говорят, вовсе их избегали. Почему?
Я не совсем избегал их, но я не чувствовал уверенности по поводу создания настоящего цветочного аромата. Потому что, в моем видении, они чересчур традиционны, а мне хочется работать над чем-то более современным.
Есть ли еще какие-то ингредиенты и ноты, которые вы стараетесь не использовать?
В общем-то нет. Разве что мне не очень нравятся водные аккорды — те, которые чаще всего заметны в мужских ароматах и средствах, которыми они пользуются после спортзала. Но в то же время я никогда не говорю "никогда", все отдельно взятые ингредиенты по-своему интересны, и только в отдельной комбинации друг с другом они нам могут нравиться или нет.
Тогда с какими аккордами вам нравится работать больше всего?
Я очень люблю древесные ноты — например, ладан, сандал (особенно мне нравится кремовый оттенок его звучания).
Как в вашем случае проходит процесс создания аромата?
Это всегда происходит по-разному, все зависит от самого проекта. Обычно я составляю небольшой план, в котором излагаю свое видение результата. В него иногда входят изображения, иногда описания, могут быть даже музыка или стихи. Порой работа затягивается и, как кажется, ни к чему не приведет: в моей голове есть очень ясное и понятное для меня представление о том, какой именно аромат хочется получить, но в реальности осуществить это нелегко. Бывает сложно сделать так, чтобы он вызывал "задуманное" мной ощущение. Но и это — часть процесса, которая мне нравится как раз из-за своей сложности.
Всегда ли за вашими ароматами стоит какая-либо история, которую вы хотите рассказать, или же это только комбинации, которые вы составляете?
Каждый раз это, скорее, какая-то история. У всех ароматов есть свое определенное происхождение — это воспоминание, фантазия, что-то, находящееся за пределами материального и взятых за основу "сырых" ингредиентов. И нет истории, которая была бы для меня более важной, я все их люблю одинаково — они как главы одной большой книги. Отчасти они являются отражением моего характера. Но выпускаю я их под именем бренда Byredo, я не называю их "Бен", потому что я не хочу ограничиваться своей личностью, а желаю выйти за ее пределы. Для меня это особенно важно. Мои ароматы несут в себе небольшой отпечаток моей индивидуальности, но каждый из них — это отдельная, мало связанная с другими идея.
Кого из парфюмеров вы сегодня выделяете особенно?
Я могу назвать двоих, с которыми работаю и которых я действительно обожаю, — Джером Эпинетт и Оливия Джакобетти. Эти двое людей на самом деле понимают, какие у меня амбиции и что я хочу получать в результате моих проектов.
Какие у вас взаимоотношения с парфюмерной индустрией?
Я не очень-то слежу за тем, что в ней происходит. Я и сам не ношу ароматов. Стараюсь не пробовать никакие парфюмы.
А если бы выбирали для себя какой-то из собственных ароматов?
Я бы каждый день пользовался разными и носил бы их по очереди.