Поиск

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг?

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг?

Чем опасны заблуждения о здоровом образе жизни и при чем тут мазохисты

Текст: Алексей Савостин

Фото: Sarah Illenberger
Фото: Enrico Becker

Что такое суперфуды и можно ли быть здоровым человеком, если отказаться от мяса, — мы заглянули на закрытую встречу экспертов по ЗОЖу и узнали все.

Что будет, если в одном месте собрать специалистов по здоровому питанию, преподавателя йоги, эндокринолога и даже психотерапевта? Полный разгром всех мифов про вегетарианство, детокс и здоровое питание. 14 сентября в ресторане индийской кухни «Жизнь Пи» прошел public talk на тему «ЗОЖ, который нам продают». Организаторы мероприятия — компания по разработке индивидуальных планов питания Sistema Me, а также сеть йога-студий Yoga Class. Мы записали самые интересные мысли того томного вечера — запоминайте.

Заблуждения насчет правильного питания

Андрей Степанов, нутриционист, специалист по здоровому питанию Sistema Me

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 1)

«Иногда модели за 2 недели перед фотосессией перестают потреблять человеческую еду: они так худеют. И им до сих пор никто не объяснил, как это нужно делать правильно. Все они утверждают, что не едят сладкого: "Я не ем сахар". Но на встрече человек пьет воду с лимоном, пьет соки — и не думает, что это сахар. По сути сахар — это углеводы, которые вы получаете в течение дня. Если вы вегетарианец, то априори потребляете большое количество сахара и углеводов, потому что вся растительная пища очень богата углеводами. Фрукты — тот же сахар, только фруктоза, имеющая идентичный состав. Можно есть мало, но, когда у вас не хватает энергии в течение дня, вы подпитываетесь сладким. Вы не едите нормальную еду, боитесь поправиться от гречки и уплетаете шоколадки? Это большая проблема, так называемая "сахарная игла"».

 

Здоров ли человек, который резко стал поклонником ЗОЖа?

Ольга Кузнецова, психолог, психотерапевт OKPsy

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 2)

 «Самая преданная категория людей, которые выбрали здоровый образ жизни, — бывшие аддикты, т. е. зависимые. Это алкоголики, наркоманы, люди, которые подменяют пагубные привычки здоровым образом жизни. Они начинают оголтело заниматься спортом (таких сразу видно в зале), правильно питаться, полностью подчиняют жизнь новому увлечению. Для таких людей ограничения — мазохистское удовольствие. Ради этих ограничений они переходят на здоровое питание.
Есть и другая группа людей: раньше ходили по барам, выпивали, ели на ночь, но однажды проснулись и резко решили перейти на ЗОЖ. Подобная амплитуда называется булимическим циклом. Сюда также входят бесконтрольные занятия спортом. Человек, который раньше им не занимался, а потом стал заниматься спортом каждый день, безусловно, сорвется. Тот цикл, в котором он находится, травматичен. Эти ограничения тоже приводят к срыву. Нужно обратить внимание на то, что детокс не игрушка, и сперва обращаться к врачам. Идти к эндокринологу, посмотреть уровень гормонов, пойти к гастроэнтерологу. Сейчас в стране, к сожалению, очень низкий уровень информированности».

 

Суперфуды — простая гречка и водоросли или действительно полезные продукты?

Дарья Лисиченко, создатель и владелец магазина «Город-Сад»

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 3)

«Суперфуды — продукты с повышенной концентрацией полезных веществ. Гречка к ним тоже относится, но самые популярные суперфуды на сегодняшний день — спирулина и хлорелла. Хлорелла в бутылках — чистая (выращенная в лаборатории) живая водоросль, в ней содержится 98 % белка. Идеальное питание для космонавтов. Здорово, что есть возможность спокойно покупать суперфуды в Москве: семена чиа, маку перуанскую, гуарану и так далее. Лично у меня утром бывает пониженное давление — и хочется себя взбодрить. Лошадиная доза кофеина — вариант нездоровый, поэтому я мешаю коктейль с протеином сои, туда добавляю чиа, манго, гуарану и мака. Это природные энергетики. Да, существуют псевдоэко- и псевдобиопродукты в упаковке зеленого цвета с листочком. Поэтому всегда читайте состав. Смотрите, чтобы там не было искусственных добавок, химических усилителей вкуса, красителей и ненужного содержания сахара и соли. Сертифицированный органический или просто натуральный продукт? Еще лучше!»

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 4)

Безопасно ли переходить на детокс и натуральные соки?

Оля Малышева, создатель проекта о здоровом образе жизни Salatshop.ru и сооснователь бренда 365 detox

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 5)

«Необязательно сразу окунаться в детокс с головой. Можно выпить зеленый сок утром, затем закончить этот же день пиццей на ужин и прекрасно себя чувствовать. Очень важна образовательная часть: до сих пор для многих людей смузи и соки — это одно и то же. Они просто называют эти напитки детоксами, не понимая, что есть смузи, есть сок, есть смузи на сливках, на растительном молоке, — это совсем разные вещи. Смузи на сливках не подойдет для детокс-программы, фруктовый сок имеет совсем другие свойства, нежели овощной. Если вы только что пообедали, а потом пьете шот из ростков пшеницы, вам может стать очень плохо. Я как производитель не могу гарантировать, что шот с витграссом, который я продаю, не будет смешан с курицей или с бургером. Некоторые относятся к детокс-продуктам как к плацебо, никак не меняя образ жизни и привычки. Они ожидают, что за один день детокс-программы произойдут какие-то весомые изменения в организме. Это невозможно».

Белла Шурдумова, терапевт, эндокринолог ЕА Clinic

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 6)

«Детокс и любые программы, направленные на детоксикацию или снижение веса, характеризуются одним словом — мера. Мера должна быть во всем: в использовании продуктов и в физической нагрузке. Слово «детокс» с точки зрения медицины звучит не совсем правильно. Организм сам способен выводить токсины и продукты распада. Детокс-продукты помогают организму справиться с интоксикацией, но никак не делают это за печень, почки и другие органы. Если вы убираете из рациона продукты, на которые организм тратит время для того, чтобы вывести токсины, у него будет возможность работать в другом направлении — оздоравливая и укрепляя себя. Простыми словами: детокс-продукты помогают организму заниматься чем-то другим, нежели детоксикацией».

 

Еда веганов, еда мясоедов — за или против?

Андрей Степанов, нутриционист, специалист по здоровому питанию Sistema Me

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 7)

«Можно быть сухим рельефным мясоедом, можно быть сухим вегетарианцем. Люди, которые придерживаются хоть какой-то системы питания на протяжении долгого времени (1—3 года), естественно, будут красивыми. Я не готов отказаться от мяса, это мой выбор. Сложно составить из растительных продуктов то меню, которое нужно в стратегиях, допустим, жиросжигания».

 

Отказаться от мяса — лишить чего-то свой организм?

Белла Шурдумова, терапевт, эндокринолог ЕА Clinic

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 8)

«Мясо — единственный источник незаменимых аминокислот, которые должны присутствовать в рационе. Именно с помощью них строится мышечная ткань, строится скелетная мускулатура и скелетно-мышечный каркас организма. Я как врач не рекомендую отказываться от мяса. Только если нет к этому какой-то индивидуальной предрасположенности».

Дарья Лисиченко, создатель и владелец магазина «Город-Сад»

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 9)

«Борьба вегетарианцев и мясоедов напоминает «Войну роз». Все перекосы в питании у вегетарианцев связаны с тем, что они просто мало едят белка. В куриной грудке содержится 23 % белка, в сое — 35 %, в чечевице — 20 %. Сказать, что белок невозможно достать из продуктов растительного происхождения, нельзя. Он там есть».

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 10)

 

Йога — спорт или философия?

Виталий Федоров, сертифицированный преподаватель йоги студии Neon Yoga Session

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 11)

«Говорить о философии в контексте занятий йогой в мегаполисе не имеет смысла. Сегодня это, безусловно, спорт. Люди приходят за кубиками на прессе и чтобы быть в тренде. Их цель — хорошо выглядеть, ходить в легинсах, в красивых комбинезонах. Йога в Москве — это мода. Люди собираются на крышах, в клубах, одеваются для этого красиво, занимаются под музыку, смотрят показательные выступления мастеров. Это часть индустрии развлечений».

 

Можно ли быть здоровым с минимальными финансовыми вложениями? Или здоровье — удовольствие для богатых?

Елена Янчукова, владелец студии Yoga Class

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 12)

«Да, у нас дорого, и это факт. Но здоровье — это не про деньги: быть здоровым можно и бесплатно. Есть йога, доступная в парках или дома по видеоурокам, это тоже здорово. Можно в итоге самому окунуться в эту тему и придумать собственную программу. Однако мы все экономим время. Поэтому идем к экспертам, которые уже собрали и подготовили все».

Милена Стойкова, сооснователь сервиса по здоровому питанию Sistema Me

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 13)

«Быть здоровым — недорого, а вот найти правильных специалистов, чтобы те составили правильную программу питания, найти правильную йога-студию, найти тренажерный зал, где вас не заставят встать вверх тормашками и не позволят сломать шею, — это дорого. Но когда вы уже, в принципе, в курсе, что нужно есть, как нужно заниматься, вам достаточно зарядки с утра перед завтраком, овсянки и здорового питания, которое состоит из простых продуктов, доступных в каждом магазине».


Что будет с ЗОЖ через 5 лет? Йога-студии, вегетарианство, суперфуды и магазины с экопродуктами исчезнут из города?
Ольга Кузнецова, психолог, психотерапевт OKPsy

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 14)

«Пока все ЗОЖ-приложения, которые придумали, не работают. Спортзалы умерли, никто не хочет покупать себе абонементы. Первый, кто придумает платформу для людей (как сделал Uber с едой), чтобы заказывать тренера, озолотится».

Андрей Степанов, нутриционист, специалист по здоровому питанию Sistema Me

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 15)

«Проходит мода на обжорство, на вредные привычки, ЗОЖ потихоньку становится нормой, а не предпочтением избранных. Рынок однозначно будет расти».

Алексей Савостин, сооснователь Egia Cosmeceutical, бьюти-директор Buro 24/7

ЗОЖ, который нам продают: здоровье или маркетинг? (фото 16)

«ЗОЖ сейчас на пике моды. В дальнейшем, я думаю, будет какое-то падение, как и везде. Если рынок сумеет грамотно подстроиться (как это сделала в свое время бьюти-индустрия), то начнет на этом зарабатывать деньги и их обратно вкладывать, а население станет питаться по-другому. Тогда все будет замечательно через 5 и даже через 10 лет».

Оля Малышева, создатель проекта о здоровом образе жизни Salatshop.ru и сооснователь бренда 365 detox

«Смотрите на Штаты, на Европу, которых мы догоняем с опозданием в 5—10 лет. Там на каждом шагу есть бургерная, рядом с бургерной — магазины натуральных продуктов, йога-студия, какой-то детокс-бар с соками. Это воспринимается как норма. А в России предложение уже отстает от спроса. С точки зрения бизнеса ЗОЖ-индустрии есть куда расти и как развиваться». 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7