Амбиции российских разработчиков: какой будет игровая индустрия через 5 лет
Разработка игр, или геймдев, в России — как американские горки. Еще недавно индустрия росла и приносила владельцам компаний рекордную прибыль, затем пережила падение и снова вернулась к росту. Спросили эксперта о перспективах разработчиков компьютерных игр из России.
Артур Низамутдинов
куратор программы «Игровая графика» Scream School
КАДРОВЫЙ ГОЛОД КАК ГЛАВНЫЙ ВЫЗОВ ИНДУСТРИИ
Российский геймдев в основном известен за пределами страны такими проектами, как World of Tanks, Warface и нишевый «Ил-2 Штурмовик». Однако поставить производство игровых проектов на конвейер локальной индустрии мешают вызовы, среди которых — экономические трудности, зависимость от иностранного софта и кадровый голод.
На сегодняшний день средний уровень геймдев-специалиста в России крайне низкий — junior или чуть ближе к middle. При этом, конечно, наши программисты, художники и прочие профессионалы очень ценятся за рубежом. Самые талантливые и квалифицированные кадры быстро вымываются с местного рынка иностранными компаниями. Возьмем стандартный путь молодого «игродела»: он отучился на непрофильной специальности в вузе, прошел дополнительные курсы, сам набрался знаний из открытых источников. В итоге стал уверенным middle-специалистом, показал, что может выполнять определенные задачи, и устроился на работу в российскую студию. Даже в Москве такой сотрудник будет получать небольшую по меркам мировой индустрии зарплату — порядка 150 тыс. рублей, или $1,6 тыс. Он работает, набирается опыта, становится сильнее как профессионал. И его ставка тоже растет. В определенный момент ему приходит оффер из любой западной студии с зарплатой в $3–5 тыс. с перспективой получать до $10 тыс., когда дорастет до уровня senior. Будет ли он оставаться здесь? Сомневаюсь. Наш рынок не может предложить конкурентную зарплату, и потому отечественные студии оказываются в невыгодном положении.
ДОРОГА ИЩУЩИХ, ИЛИ ГДЕ УЧИТЬСЯ ГЕЙМДЕВУ
В России сегодня нет образовательной программы по подготовке специалиста для игровой индустрии. Нельзя пойти в условные МГУ или ВШЭ и выйти с дипломом гособразца. Есть отдельные направления в некоторых вузах, которые готовят по близким или смежным специальностям, но таких выпускников потом все равно приходится, что называется, дорабатывать напильником. Причем делать это приходится руками уже квалифицированных разработчиков, отрывая их от задач.
Привнести же что-то новое в образовательный процесс сложно из-за особенностей системы высшего образования. Новые технологии не будут работать на старых рельсах, и я с этим достаточно близко столкнулся, когда преподавал в одном из федеральных университетов в регионе. Доходило до курьезов: для преподавания нужно составить учебный план и добавить к нему список литературы. Когда в последний раз вы видели печатные издания с актуальной информацией по IT-индустрии? Их почти нет, а мне поставили дополнительную задачу: использовать перечень только тех изданий, которые есть в библиотеке университета. Конечно, сейчас, когда преподаю в школе компьютерной графики и разработки игр Scream School, с этим немного проще.
В целом, за 11 лет работы в индустрии заметил, что фундаментально ничего не изменилось. По-прежнему рынку нужны узкие специалисты, некие рабочие единицы, которые выполняют линейные задачи. Наш геймдев в этом плане несколько отличается от западного или азиатского: по причине финансовой стесненности студии не могут позволить себе много профильных отделов. И потому многопрофильными вынуждены становиться сами сотрудники. Но позитивная динамика есть: что требовалось шесть-семь лет назад, уже неактуально, и образование старается подстраиваться. Так что перспективный разработчик игр, некий условный игродел будущего — это, безусловно, узкий и сверхквалифицированный специалист.
ЛОКАЛЬНЫЙ ГЕЙМДЕВ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ
С одной стороны, отечественным студиям невыгодно выращивать специалиста, поскольку он в какой-то момент уйдет к зарубежному конкуренту, а перебить предложение по зарплате не будет возможности. С другой стороны, сам человек, получив образование и нужную квалификацию, с большой вероятностью уйдет за рубеж, поскольку ему нужно как минимум отбить стоимость обучения.
Железо и софт, необходимые для обучения и работы, тоже стоят недешево — а сложности с их покупкой и оплатой в России только усугубляют положение. Но даже если железо еще можно ввезти по параллельному импорту, то софт правообладатели могут просто выключить. А противопоставить тем же Unreal Engine или CryEngine нам, увы, особо нечего. Помимо них современному геймдеву нужны не только движки, но и фото- и видеоредакторы, системы захвата движения, среда разработки и многое другое. Все это тоже ложится на студии дополнительной финансовой нагрузкой.
Стоит ли в таких условиях ожидать взлета новых гигантов уровня Lesta Games, 1С и Gaijin? Скорее нет, чем да. Финансовый вопрос многие студии решают для себя релокацией — это в сложившихся обстоятельствах вполне рабочий метод. Вместе с тем российскому геймдеву тяжело изолироваться от мировой индустрии. Есть много иностранных студий с талантливыми российскими айтишниками и художниками, и, наоборот, есть студии, которые находятся в России, но работают на аутсорсе, выполняя какие-то проекты для более крупных компаний. Вы не знаете названий компаний, хотя видите их работу, играете в игры, созданные в том числе с их помощью.
Важную роль играет инвестор — крайне мало студий могут выживать на самоокупаемости. На Западе инвестиционный рынок более развит. Поэтому там больше успешного продакшна, который регулярно поставляет хорошо продающийся продукт, тот же условный Ubisoft с его конвейером. И это не абсолютное зло, это предсказуемость и прозрачность, благодаря которой студия может существовать, оплачивать специалистов и выпускать качественный продукт. У нас же трудно сказать, что выстрелит, а что нет. Инвесторы относятся с осторожностью и не спешат вкладывать капиталы, поэтому в основном выходят инди-игры. Тем не менее таланты наших программистов признаны на международном уровне, и российскому геймдеву определенно есть куда расти.
Что в итоге? Все главные проблемы индустрии сводятся, по сути, к одному корню — вызовам, с которыми сталкивается современная экономика. Но это не что-то критичное, наш рынок разработки компьютерных игр заметно моложе западного, и со временем сможем наверстать отставание и «нарастить мышцы» на том каркасе, который уже есть. Надеюсь, в недалеком будущем в России сформируются комфортные условия для инвестирования в геймдев.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7