Brazilian bombshells VS Slavic dolls — топ-модели нулевых в тренде TikTok
В 2000-х модную индустрию покорили сразу два модельных типажа — бразильянки и славянки. Сегодня, спустя почти 25 лет, их фанаты в TikTok разделились на противоборствующие лагеря, чтобы выяснить, кто же все-таки лучше. Вспоминаем главных героинь мировых подиумов нулевых и заодно разбираемся, с чем связана новая волна их (анти)популярности.
Brazilian bombshells
Появление термина «бразильская сенсация» изначально никак не связано с моделингом. Первой «титул» удостоилась певица и актриса 1940-х годов Кармен Миранда, которая прославилась яркими головными уборами из фруктов с длинными перьями, а уже в начале эры миллениума он закрепился за обаятельными бразильянками — ангелами Victoria’s Secret.
Первой, кто получил звание в модельном мире, стала Жизель Бюндхен. Впервые она вышла на подиум в 1996-м, когда подписала дебютный контракт с Нью-Йоркской неделей моды. В 1998 году она прошла кастинг в шоу Alexander McQueen Golden Shower, спустя год снялась для своей первой обложки американского Vogue (тогда журнал назвал ее появление в выпуске «концом эры героинового шика»), а следом на семь лет подписала контракт с Victoria’s Secret.
Несмотря на всю любовь к Жизель, самый преданный ангел Victoria’s Secret — только один, и это Адриана Лима. Бразильская модель работала с брендом больше 20 лет и участвовала в 19 показах (включая последний в октябре 2024-го). Впервые о Лиме заговорили в 1997-м, когда она дефилировала вместе с такими легендами, как Наоми Кэмпбелл и Шалом Харлоу на показе Anna Sui, весна 1988.
Третья в компании самых популярных bombshells — Алессандра Амбросио, которая закрепила за собой статус одной из топ-моделей благодаря пикантным фотосессиям в пляжном стиле (в том числе на обложках Sports Illustrated: Swimsuit) и эпатажным шоу нижнего белья с крыльями, стразами и артистами на сцене. На подиум, усыпанный кристаллами, Амбросио выходила даже во время беременности — еще и с самыми тяжелыми крыльями.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Жизель Бюндхен на шоу Victoria's Secret, 2005
Адриана Лима на бэкстейдже шоу Victoria's Secret, 2005
Алессандра Амбросио на шоу Victoria's Secret, 2013
Жизель Бюндхен, Адриана Лима и Алессандра Амбросио на вручении ангелам Victoria’s Secret «ключа от Голливуда», 2006
Успех «святой троицы», Бюндхен, Лимы и Амбросио, делает Бразилию новой точкой на fashion-карте — постепенно общественность приходит к знаменателю: в южноамериканской стране появляются на свет одни из самых сексуальных моделей во всем мире. Генетика, много солнца и спортивная культура, распространенная в Бразилии во многом благодаря футболу, могут объяснить феномен их красоты, но лишь отчасти. Чтобы соответствовать крайне высоким стандартам индустрии, девушкам необходимо ежедневно тренироваться и следить за весом, что порой бывает крайне сложно. Помимо физической подготовки, немаловажным фактором модельного бизнеса всегда был возраст (да, текущая повестка в мире моды говорит почти что обратное, и все же). В нулевых карьера модели заканчивалась примерно в 25–26 лет — чем раньше начнешь, тем больше возможностей сделать себе имя. Так, Изабели Фонтана начала профессиональный путь в 12 лет, три года спустя прошлась на показах Versace, Givenchy и Michael Kors, а в 1999-м в возрасте 16 лет появилась в каталоге Victoria’s Secret. Всего несколько месяцев спустя Фонтана вместе с Бюндхен позировали Марио Тестино и Стивену Мейзелу на съемках кампейна Valentino. Ракель Циммерманн также познакомилась со скаутом своего будущего агентства в достаточно юном возрасте, 14 лет, после чего незамедлительно отправилась по контракту в Японию, а затем в Париж. В 2000-м молодая Циммерманн была сразу на двух сентябрьских обложках Vogue — итальянского, по личному приглашению Стивена Мейзела, и французского.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Жизель Бюндхен на открытии летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро, 2016
Ракель Циммерманн, Адриана Лима, Алессандра Амбросио и Изабели Фонтана для американского Vogue, июнь 2014
Изабели Фонтана на показе Versace, весна-лето 2005
Изабели Фонтана и Жизель Бюндхен в рекламной кампании Valentino, осень-зима 1999
Ракель Циммерманн в рекламной кампании Chanel Resort, 2008
Находиться в тысячах километров от семьи и дома, в местах, где бок о бок с тобой живут модели из разных стран, с совершенно другой культурой и разговаривающие на незнакомых языках, — тяжелое моральное испытание для юной психики. Однако в случае бразильских красавиц цель оправдывала средства. Для многих в то время подиум был едва ли не единственной и к тому же очень привлекательной возможностью спастись от бедности и улучшить финансовое положение семьи (часто неполной и многодетной). Каролин Трентини, например, и ее двух сестер воспитывала мать-одиночка. По счастливой случайности скаут Массимо Ределли (тот самый, который открыл миру Бюндхен) обнаружил ее на улице родного города Панамби. Чтобы помочь семье, 15-летняя Каролин почти сразу согласилась переехать сначала в Сан-Паулу, а затем и в Нью-Йорк, чтобы покорить мир высокой моды. Среди других bombshells отметим Ану Беатриз Баррос, Изабель Гулар, Фернанду Таварес.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Фернанда Таварес на шоу Victoria's Secret, 2001
Ана Беатриз Баррос на шоу Victoria's Secret, 2005
Изабель Гулар на шоу Victoria's Secret, 2014
Каролин Трентини на шоу Victoria's Secret, 2009
Slavic dolls
«Подвиньтесь, бразильские красотки: славянские супермодели — новые it girls» — гласил заголовок на сайте издания FocusOnStyle.com в 2005 году. Так, вместе с загорелым bombshells на модный олимп нулевых восходят худые, высокие девушки с фарфоровой кожей и светлыми волосами. Восточноевропейский типаж стали называть doll faces, slavic dolls, или russian dolls (что часто ошибочно в отношении моделей из других стран). Мода на кукольную внешность, разумеется, не была для индустрии новой: на Западе уже были довольно успешные модели вроде американки с японскими корнями Девон Аоки и австралийки Джеммы Уорд. И все же самым крупным «экспортером» новых лиц стали именно славянские страны. В авангарде начала тысячелетия были стройные обладательницы высоких скул, глубоко посаженных глаз и в большинстве своем фамилий, заканчивающихся на «-ова». Пока бразильянки покоряли подиумы Victoria’s Secret, первое поколение славянских кукол Наталья Водянова из России, Каролина Куркова из Чехии и Аня Рубик из Польши были фаворитками Донателлы Версаче, Карла Лагерфельда, Доменико Дольче и Стефано Габбаны, а также множества нью-йоркских брендов, начиная от Calvin Klein и Ralph Lauren и заканчивая DKNY и Marc Jacobs.
Причиной популярности slavic dolls в первую очередь стал распад Советского Союза, после которого зарубежным агентствам стали доступны новые, ранее не «исследованные» территории. Внимание модельных скаутов привлекали красивые девушки с выражением легкой тоски на лице и в то же время излучающие решительность. Ровно так же, как и девушки из Бразилии, они находились в поисках лучшей жизни: «Мы должны были заботиться о себе, наших братьях и сестрах и делать все возможное», — рассказывала Vanity Fair Куркова.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Аня Рубик на показе Balmain, осень-зима 2010
Каролина Куркова на показе Paco Rabanne, весна-лето 2003
Наталья Водянова для американского Vogue, декабрь 2003
Наталья Водянова, Кармен Касс, Каролина Куркова, Евгения Володина, Гана Соукупова, Мария Вуйович, Наташа Поли, Валентина Зеляева и Ингуна Бутане для Vanity Fair «Slavs of Fashion: The New Beauties», апрель 2005.
Для Запада и всего остального мира девушки из небогатых постсоветских стран были чем-то вроде экзотики. В них таилась загадка, нечто сдержанное и в то же время откровенное. Водянова очаровала публику подростковыми чертами лица, которые моментально стали ассоциироваться с брендами Calvin Klein и L’Oreal. Но, прежде чем получить прозвище Super Nova, стать известной меценаткой и женой наследника LVMH Антуана Арно, Наталья помогала продавать фрукты на улицах Нижнего Новгорода матери, которая и без того трудилась на трех работах. Ее коллега Евгения Володина из Казани так же быстро стала появляться на обложках и в кавер-стори Vogue, Harper’s Bazaar и Elle, снятых Стивеном Кляйном, Ирвином Пенном и Патриком Демаршелье, в то время как Наташа Поли, урожденная Наталья Полевщикова из Перми, заканчивала школу в перерывах между съемками для линии Alberta Ferretti Philosophy в Милане.
Звездами кампейнов были Валентина Зеляева, которая начиная с 2005-го и до сих пор является лицом Ralph Lauren, Анна Вьялицына, прославившаяся благодаря рекламе парфюма Chanel Chance, и трагически ушедшая из жизни Руслана Коршунова (в 2008 году она выпала из окна своей квартиры на Манхэттене) — героиня рекламного ролика духов Nina by Nina Ricci 2006 года, которую прозвали «русской Рапунцель», хотя сама девушка из Казахстана.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Руслана Коршунова для L'Officiel, 2004
Евгения Володина и Наталья Водянова для американского Vogue, март 2003
Анна Вьялицына в рекламной кампании Chanel Chance, 2003
Валентина Зеляева на показе Mila Schön, весна-лето 2006
Наташа Поли для австралийского Vogue, октябрь 2004
Второе поколение slavic dolls (которое сейчас вирусится в ТikTok) переживает стремительный взлет в середине 2000-х. Уверенная походка, голубые глаза и максимально отрешенный взгляд на подиуме — особенности, отличавшие новые лица на модной арене дерзких нулевых. Первая в их списке — «сибирская принцесса» Влада Рослякова. Настоящее имя девушки — Елена, а псевдоним, придуманный из отчества Владимировна, она взяла, чтобы избежать путаницы с уже известной на тот момент моделью. Осенью 2006-го, спустя два года после дебюта на подиуме, Влада приняла участие в 86 показах (четыре недели моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже), что для новичка индустрии было невообразимым успехом.
Следующая на очереди — известная Prada girl Саша Пивоварова. Всего через две недели после подписания контракта с агентством IMG она открывала осенне-зимний показ бренда в 2005-м. С тех пор Миучча не упускала Сашу из виду. Она единственная становилась героиней кампейнов дома шесть сезонов подряд.
Тем временем самой молодой в компании новых блондинок была белоруска Таня Дягилева. Пока одноклассники ходили в десятый класс, Таня открывала Versace, а к моменту совершеннолетия была счастливой обладательницей миллиона долларов.
Еще одна из популярнейших моделей своего времени — украинка Снежана Онопка. Ее пропорции называют идеальными, а со звуком, в котором на вопрос, чем она питается в перерывах между работой, модель отвечает, что «не ест ничего, и желудок работает пока», создают эдиты. На тему худобы топ-модели даже придумали отдельный мем: изображение Снежаны вместе с надписью «are you sure about that?» («ты в этом уверен?») должны побудить отказаться от еды ради фигуры, как у Снежаны. К любимым у публики slavic dolls также отнесем Анну Селезневу, Ольгу Шерер, Сашу Лусс и Магдалену Фраковяк.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Таня Дягилева на показе Jean Paul Gaultier, осень-зима 2006
Влада Рослякова на показе Tommy Hilfiger, весна-лето 2010
Снежана Онопка на показе Versace, весна-лето 2008
Наташа Поли, Екатерина Кисилева, Влада Рослякова, Таня Дягилева, Ольга Шерер и Саша Пивоварова на бэкстейдже показа Karl Lagerfeld, весна-лето 2008
Саша Пивоварова в рекламной кампании Prada, весна-лето 2006
Саша Лусс для российского Vogue, ноябрь 2013
Магдалена Фраковяк на показе Balmain, весна-лето 2009
Ольга Шерер на кутюрном показе Maison Margiela, весна-лето 2024
Анна Селезнева на показе Ralph Lauren, осень-зима 2006
«Brazilian bombshells in summer, slavic dolls in winter». Что не так с новым тикток-трендом?
Безусловно, спорить о красоте как brazilian bombshells, так и slavic dolls не приходится: девушки входят в бесчисленные рейтинги самых авторитетных изданий по всему миру вроде топ-30 моделей 2000-х по версии французского Vogue и списка Industry Icons профильного сайта models.com. Тем не менее во время разразившейся сейчас ностальгии по нулевым идея соперничества между бразильянками и славянками вызывает у интернет-сообщества настоящий ажиотаж.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Versus
Создатели и комментаторы контента в TikTok предлагают противопоставить две группы совершенно разных по сути, но одинаково успешных в модельной среде девушек, чтобы прийти к окончательному выводу — кто-то из них точно лучше. Подобные диалоги заводились и двадцать лет назад, когда индустрия моды бывала особенно токсичной. В условиях постоянной конкуренции модели стремились сбросить как можно больше «лишних» килограммов, из-за чего буквально изводили себя. Тем временем медиа продвигали (и продолжают это делать) если не искаженную, то крайне одностороннюю версию закулисных событий, подогревая слухи о дружбе или соперничестве моделей. Вся эта череда бессмысленных боев в комментариях продолжается и сейчас только потому, что аудитории нужен повод к конфликту, даже если споры о красоте, понятие о которой, как мы все знаем, субъективно, не имеют смысла.
Еще одна проблема, связанная с трендом, возникает из-за романтизации образа героинь подиумов. Превознося далеко не самые здоровые параметры ангелов Victoria’s Secret или меланхоличный вид совсем юных девушек, испытывающих хроническую усталость от бесконечных показов, пользователи Сети так или иначе закрепляют установки о нарушениях пищевого поведения в качестве нормы. В конце концов, не стоит забывать, что индустрия, в которой главное — продавать, на самом деле, мало чем связана с реальными представлениями о теле и красоте.
нажмите на фото, чтобы приблизить
Споры комментаторов под видео о сравнении Brazillian bombshells и Slavic dolls в Tik-Tok
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7