Интервью Buro 24/7: Куми Найду
Глава Greenpeace о вегетарианстве, России и "зеленом" мире
Несколько дней назад столицу посетил глава, пожалуй, самой известной организации по защите окружающей среды — Greenpeace. У руля "зеленых" Куми Найду, с 15 лет боровшийся за права человека, стоит последние 3 года, являясь первым африканцем, который возглавил организацию с момента ее основания в 1971 году. В Москве у Найду был более чем плотный график: лекции, интервью, встречи с сотрудниками российского отделения Greenpeace, визит в министерство — и все это за 3 дня. Нашел Куми время и для Buro 24/7, которому он рассказал о достижениях Greenpeace за последние годы, своем отношении к окружающей среде и акциях, проводимых его организацией, которые зачастую становятся причиной споров и судебных разбирательств.
Куми, как вы думаете, что в наибольшей степени угрожает сегодня окружающей среде?
С годами становится очевидным, что самое большое негативное воздействие на окружающую среду оказывают отходы производства и использование ископаемых видов топлива. Мы пристрастились к "грязной" энергии. Занимающиеся ее добычей отрасли лично я приравниваю к сутенерам или торговцам наркотиками, которые умышленно разрушают нашу планету. Greenpeace на протяжении уже многих лет ведет активную кампанию против топливной промышленности, и усилиями огромного количества людей по всему миру нам удалось привлечь внимание к этой проблеме. Согласитесь, это огромная проблема, что правительства разных стран используют деньги налогоплательщиков для субсидирования этих отраслей в размере триллионов долларов, в то время как уже сейчас существуют вполне жизнеспособные альтернативные источники возобновляемой энергии, на которые нам нужно перейти как можно скорее.
Вы как-нибудь ограничиваете сторонников своей организации в их методах по отстаиванию интересов Greenpeace? Ведь, согласитесь, некоторые из ваших акций носят довольно агрессивный характер.
Я думаю, что наши действия соизмеримы с уровнем угрозы. Когда вы осознаете, что у многих компаний есть потенциал, чтобы уничтожить жизнь на планете, то активные действия по борьбе с масштабами их производства необходимы. Даже если мы вступаем в диалог, политические и деловые лидеры в лучшем случае смотрят на нас как на ребенка, в худшем — начинают еще быстрее толкать планету к климатической катастрофе и экологическому коллапсу. Реальность такова, что действия зачастую говорят громче слов.
Что вы считаете своим главным достижением в должности руководителя Greenpeace?
За те 3 года, что я руковожу Greenpeace, ни одно из достижений я не могу назвать "своим". Мы всегда работаем в команде и своим успехам всегда радуемся вместе. Недавно, например, нам удалось собрать подписи 1,4 миллиона человека в защиту Арктики. Ранее в этом году мы провели успешную кампанию в защиту лесов Индонезии, по итогам которой компания-гигант Golden Agri-Resources уже начала делать свое производство более экологичным. Кроме того, после 20 месяцев переговоров нам наконец удалось уговорить Facebook взять на себя обязательство использовать возобновляемые источники энергии в своих центрах обработки данных.
На какие средства существует сегодня организация?
Если вы имеете в виду финансирование, мы не принимаем деньги от правительств, корпораций и политических партий. Вместо этого у нас есть более чем 2,8 млн частных сторонников и благотворительных фондов. Подобная система позволяет нам оставаться независимыми и обеспечивать целостность организации.
Как вы оцениваете культуру защиты окружающей среды в России?
Очень важно, чтобы человечество было в курсе того, какое воздействие на него оказывают те или иные предприятия и их действия, приводящие к бездумному использованию природных ресурсов. В суете современной жизни мы стали отделять себя от естественной среды, но на самом деле у нас больше нет выбора: природа уже не в состоянии поддерживать наш образ жизни и пора помочь ей в этом. В России, как и в других странах, важна скорость. Правительства по всему миру действуют слишком медленно: мы теряем драгоценное время, которое необходимо для борьбы с климатической катастрофой. Поэтому я хотел бы призвать народ России активизировать свои усилия по взаимодействию с властями в отношении противостояния экологическим преступлениям и разрушениям.
Повлияла ли работа в Greenpeace на ваш образ жизни? Может быть, вы вегетарианец? Или обращаете внимание на то, из каких материалов сделана ваша одежда и обувь?
Дела Greenpeace занимают большую часть моей жизни, поэтому можно сказать, что я живу и дышу этой организацией. Я не вегетарианец, но слежу за тем, что потребляю, стараясь расставлять приоритеты в сторону биологически чистых продуктов. Я не ем много мяса, не употребляю алкоголь и вообще живу довольно скромно и просто: не трачу много денег на одежду, отдавая предпочтение лишь тем производителям, которым доверяю. Довольно трудно жить в "зеленом" мире, но я всегда призывал и буду призывать людей поддерживать организации, которые хотят сделать эту планету лучше и чище.
Интервью: Анна Вельмакина
Фото: Марина Крылова