От Дома Наркомфина до парка «Зарядье»: изучаем архитектурный облик Москвы на выставке в Музее имени Щусева
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Москва. Реальное», сконцентрированная вокруг фотографии. На черно-белых снимках запечатлены отреставрированный Дом Наркомфина, парк «Зарядье», ГЭС-2 и другие объекты, которые отражают изменения, произошедшие за последние несколько лет в российской столице. Поговорили с искусствоведом, куратором и старшим научным сотрудником музея Марком Акопяном о том, почему эта экспозиция особенно актуальна именно сейчас.
ОБ ИДЕЕ
«Москва. Реальное» — выставка о новейшей московской архитектуре. Ее суть не в подведении итогов в духе выставки достижений отечественных специалистов. Это выставка-размышление о тенденциях развития архитектуры города, в которой кураторы попытались определить поворотные моменты и заострить на них внимание.
В классическом искусствознании принято считать, что должно пройти поколение, а то и несколько, прежде чем новое видение смогут осмыслить и проанализировать. И пока архитектурная общественность пыталась разгадать магию постсоветской архитектуры, а москвичи ломали копья в спорах о ее ценности, столица стремительно ворвалась в XXI век. Вместо коммерческой застройки — грандиозный парк в центре города; улицы сомасштабные человеку, а не машине; внутриквартальные общественные территории, а не замкнутый двор. Совокупность архитектурных событий отчетливо говорит: у Москвы — новое лицо, о котором стоит говорить.
Илья Иванов. ЖК Caméo Moscow Villas. WALL
Илья Иванов.
ЖК «Бродский». «Цимайло Ляшенко и партнеры»
Южный Речной Порт. Консорциум Nikken Sekkei и Genpro
Илья Иванов.
Юрий Пальмин. Дом Наркомфина. «Гинзбург Архитектс»
О ВЫСТАВКЕ
В восьми залах парадной анфилады музея выставлено 33 объекта: уже реализованные проекты, еще строящиеся и только принятые архитектурным советом города к реализации. Таким образом, каждый посетитель получает максимально полное погружение и знание по вопросу настоящего и будущего. В центре сюжета выставки — крупноформатный снимок, за которым стоят одни из лучших архитектурных фотографов Москвы: Юрий Пальмин, Илья Иванов, Михаил Розанов, Алексей Народицкий. Всего в проекте задействовано 14 профессионалов своего дела, каждый из которых по-своему передал образы представленных зданий. За счет такого разнопланового подхода получилось настроить оптику — выйдя из музея, посетитель сможет отправиться в самостоятельное путешествие по современной архитектуре города.
Илья Иванов. Дворец художественной гимнастики. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд»
Дмитрий Чебаненко. БЦ «Академик». UNK
Илья Иванов.
Юрий Пальмин. Дом Наркомфина. «Гинзбург Архитектс»
Штаб-квартира «Яндекса». PLP Architecture, «Апекс», RTDA, Arteza
О ГЛОБАЛЬНОМ ВИДЕНИИ
В 2010-е годы после многочисленных неудачных попыток Москва вышла на глобальный архитектурный рынок. Иностранные архитекторы получили возможность реализовывать идеи в городе, и он появился на карте архитектурных столиц мира. Международный конкурс и последующая реализация парка «Зарядье» при участии консорциума Diller Scofidio + Renfro — во всех отношениях знаковое событие в истории. Выбор в пользу строительства на большой территории в центре города вместо коммерческой недвижимости — жест, говорящий, что человек — главный ресурс в XXI веке и комфортная среда его обитания требует инвестиций.
Московское метро — подземный памятник архитектуры, без преувеличения — душа столицы, оно и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркий тому пример — новые станции «Солнцево», «Терехово», «Переделкино». Но настоящей жемчужиной подземки стала станция «Мнёвники» по проекту бюро Тимура Башкаева. Смелый дизайн основан на применении нетипичного для московского метро материала — голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.
Важными элементами современной архитектуры наряду со строительством являются сохранение и редевелопмент существующих построек. Открытие в 2015 году музея «Гараж» в павильоне ресторана «Времена года» Виноградского и Пяткина стало событием не только в художественной жизни Москвы — проект Рема Колхаса по возвращению к жизни заброшенного здания советского модернизма оказался поворотным в восприятии наследия советской архитектуры. Но мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма — Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. В 2021 году после реконструкции по проекту итальянца Ренцо Пьяно бывшей электростанции открылся Дом культуры «ГЭС-2». А осенью 2022-го начинается работа над домом Константина Мельникова. Череда подобных мероприятий, вернувших городу наследие недавней современной архитектуры, однозначно свидетельствует о прогрессивном начале.
Константин Антипин. Университет «Сколково Сколтех». Herzog de Meuron
Даниил Анненков. «ГЭС-2». Renzo Piano Building Workshop, проектное бюро «Апекс»
Космический Центр. UNK
Алексей Народицкий. Парк «Зарядье» с концертным залом. Сергей Кузнецов, консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, ТПО «Резерв», МАХПИ имени академика Полянского, Arteza
Алексей Народицкий. Парк Зарядье с концертным залом. Сергей Кузнецов, консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, ТПО Резерв, МАХПИ имени академика Полянского, Arteza
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7