Поиск

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай в своей колонке рассказывает о том, почему нам вообще нравится рассматривать предметы искусства, а также исследует связи между искусством, soft skills и навыками выживания.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 1)

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 2)

В представлении многих людей искусство — это в первую очередь область прекрасного. Изящные произведения, драматичные сюжеты и яркие эмоции от знакомства с ними — вот что мы ассоциируем с этой сферой жизни. И нечасто задумываемся, что не только нашей эмоциональной, но и рациональной части есть что почерпнуть в искусстве. Речь не только о знаниях или творческих навыках. Сам контакт с этим миром помогает тренировать и другие умения — гибкие навыки, они же soft skills, о которых сейчас говорят часто и много.

Возьмем такой навык, как креативность. У кого, как не у деятелей искусств, ей учиться? К примеру, у великого Леонардо, который достиг совершенства в умении создавать новое и разрушать преграды между, казалось бы, несовместимыми категориями. У да Винчи был могучий интеллект, но не было системного в нашем понимании образования, и парадоксальным образом это помогло ему обустроить свое сознание не как «чертоги разума», а как один огромный зал, где концепции и идеи смешивались и играли между собой. Именно благодаря этому мы знаем Леонардо не только как автора «Моны Лизы», но еще и как изобретателя парашюта, водолазного костюма, вертолета и даже робота-рыцаря.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 3)
Леонардо да Винчи, чертеж вертолета

Это, конечно, не значит, что вы зря ходили в университет. Достичь подобного эффекта можно и упражнениями, и наблюдениями — в том числе за искусством. Особенно за современным, где изрядная доля произведений родилась исключительно благодаря способности их автора пересматривать для себя границы самого понятия искусства. Был, к примеру, художник по имени Марсель Дюшан — живое воплощение фразы «я художник, я так вижу». Он считал, что искусством можно назвать все, к чему прикасается рука художника, и в 1918 году взял да отправил на выставку писсуар. Он назвал его «Фонтаном» — как иронично! — и настаивал на том, что это тоже искусство. Почему? Потому что он так сказал.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 4)

Тренд прижился: впоследствии в музеи отправились и зеленые флуоресцентные лампы Дэна Флавина, и бананы Маурицио Каттелана, два из которых были благополучно съедены — сначала другим художником, потом рядовым посетителем выставки. Причем вовсе не по недоразумению — едоки тоже поймали заряд креативности и устроили своеобразные перформансы, заявив, что их действия также сродни искусству. Даже художник не стал им возражать.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 5)
Дэн Флавин, «Без названия», 1963
«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 6)
Маурицио Каттелан, Comedian, 2019

Кейс Дюшана — это еще и пример того, как можно построить личный бренд. Не вокруг писсуара, конечно — главное, умело подчеркивать, чем ты отличаешься от остальных. Тут среди художников можно найти множество образцов для подражания. Взять хотя бы Сальвадора Дали: его прогулки по Парижу с ручным муравьедом вошли в легенду, как и лихо закрученные усы. В то же время Дали был известен как чрезвычайно эрудированный человек, как знаток, общавшийся с композиторами и учеными, включая нобелевских лауреатов. Во многом мировую звезду из Дали сделало именно такое противоречивое сочетание интеллектуальности и эпатажа. Пиарщикам на заметку!

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 7)
Сальвадор Дали, «Автопортрет, посвященный Федерико Гарсие Лорке», 1928

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 8)

Неожиданным образом даже коммуникативные способности неплохо прокачиваются у человека, соприкасающегося с искусством. Однажды они пригодились Питеру Паулю Рубенсу, когда король Испании отправил его в Англию в качестве дипломата. Выбор пал на Рубенса именно благодаря его умению контактировать с людьми. Прежде всего, он был ответственным и пунктуальным, уважал время собеседников, что уже заставляло ему симпатизировать. Кроме того, Рубенс мог поддержать разговор на самые разные темы — король Англии Карл I любил с ним поговорить не только о работе. Оба качества Рубенс приобрел, работая «по специальности»: он хорошо знал мир и людей, которых писал, и знал цену времени в долгих трудах.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 9)
Питер Пауль Рубенс, «Портрет Филиппа IV, короля Испании», 1628

Все это означает, что контакт с искусством действительно заставляет мозг тренироваться. Причем обычно мы этого даже не замечаем. Мы смотрим на картину, любуемся или думаем о содержании, а мозг, помимо наших мыслей, занят совершенно другими процессами. Дело в том, что встреча с красотой пробуждает и тренирует механизмы разума, которые мы используем в самых разных сферах. Они же и позволяют нам определять, что, собственно, есть красота.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 10)

Действие этих механизмов описывает молодая наука нейроэстетика. Один из ее основоположников, профессор Вилейанур Рамачандран, выделил основные принципы, которыми наш мозг оперирует, чтобы вынести вердикт: видим мы что-то полезное и приятное — или подозрительное, опасное, что лучше не трогать. В основном они уходят корнями в те времена, когда человек исследовал мир в поисках пропитания и должен был постоянно держать ухо востро, чтобы самому не стать чьим-то обедом. Для этого наш мозг и изобрел изоляцию и контраст — способность быстро «выхватывать» взглядом признаки хищника или, наоборот, еды и воспринимать их отдельно от всего остального. В искусстве мы точно так же обращаем внимание на главное и разделяем картину на составные части — и если нам удается это сделать, это приятно.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 11)

Чтобы не попасть в опасное положение, мы научились и анализировать ситуацию вокруг. Поэтому мы любим ритмичность в окружающем мире, ведь она означает предсказуемость и безопасность, а симметрию в живых существах воспринимаем как признак здоровья — если только она не абсолютна. Узоры и правильные формы привлекают нас и в искусстве. Но в то же время мозг требует и разнообразия — и даже не потому, что вредно каждый день есть одни и те же кокосы. Дело в том, что в природе типовые конструкции редки: два одинаковых дуба в роще еще можно найти, а вот две одинаковых рощи — никогда. Поэтому совпадения нам кажутся подозрительными и опасными — и в искусстве мы тоже требуем разнообразия: форм, стилей, цветов, запоминающихся деталей.

А когда наши предки наконец отрывались от саблезубого тигра и находили что-то съедобное, узнать об этом им помогала способность к группировке. Объединяя объекты в категории, мы способны узнавать даже то, что видим впервые. И поскольку чаще всего в нашем прошлом речь шла о еде — предвкушаем удовольствие от перекуса. Вы никогда не замечали, что после художественного музея хочется сразу отправиться в кафе? Теперь вы знаете, что это не совпадение. Еще больше удовольствия сулит преувеличенный, гипертрофированный признак — это принцип максимального смещения.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 12)

Да, искусство — одно из древнейших изобретений человеческого разума, но и по сей день оно часто остается непонятным зрителю — особенно когда речь об искусстве современном. Некоторым оно кажется бессмысленным, но на деле его главная задача неизменна: помогать человеку познавать мир, в том числе и свой внутренний. Чтобы способствовать этому, мы с командой организовали в Postrigay Gallery выставку «Исследуя красоту»*. Эта выставка — кабинет ученого, жаждущего понять свои эмоции и чувства от контакта с искусством и найти ответ на вопрос, что есть красота. На каждый принцип нейроэстетики в этом кабинете есть свой аргумент — работа современного художника: Ивана Горшкова, Андрея Ефимова, Евгения Дедова, Светы Исаевой, Елены Поповой, Вики Бегальской и Александра Вилкина, Саяна Байгалиева, Маши Сомик и Ники Черняевой.

«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 13)
Саян Байгалиев, «Украденная пиала», 2023
«Исследуя красоту»: Анастасия Постригай — о том, как контакт с искусством тренирует ум и воображение (фото 14)
Андрей Ефимов, «Х29ХМ», 2022

Каждый зритель на выставке становится соавтором эксперимента загадочного исследователя. Но если для ученого награда — это подтверждение гипотезы, то зрители от взаимодействия с искусством получают и дополнительные бонусы — те, о которых я писала выше. Возможно, там и потепление в отношениях с современным искусством не за горами — если вы, конечно, до сих пор к нему холодны.


*Выставка «Исследуя красоту» в Postrigay gallery работает до 20 ноября 2023 года. Пространство Cube Moscow, 2 этаж, ул. Тверская, 3, отель The Carlton, Moscow

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7