«Мода на имена — зона риска»: Анастасия Постригай — о том, почему опасно любить искусство «ушами»
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как увлечение модными художниками может навредить коллекции.
Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Наверное, самый суровый арт-критик — это время. Даже тех художников, которые при жизни были модными и всегда при заказах, совсем не обязательно возьмут в будущее. Точно так же и аутсайдеры не обречены на забвение. Просто со временем все раскладывается по полочкам: модное уходит в архивы и запасники, а стоящие работы остаются в истории искусства.
Например, вы когда-нибудь слышали о художнике по имени Вильям Бугро? Если он вам знаком, поздравляю, это редкий случай! Обычно, когда я спрашиваю о нем на лекциях, в ответ — тишина. Этого художника XIX века упоминают чаще для того, чтобы показать, что такое салонная живопись. Его жизнь была про успешный успех: он и на Парижском салоне блистал, и заказы получал. Картины Бугро — а их больше восьмисот! — яркий пример того, что не все то золото на арт-рынке, что хорошо продается.
Бугро хорошо попадал во вкусы среднего покупателя. Немножко Рафаэля, немножко Боттичелли, слащавые зефирные цвета, гладкие мазки и побольше обнаженных нимф — и вот перед нами картина, которая понравится каждому первому посетителю салона. Если задуматься, она ни о чем особенно не заставляет, но манит, как многоярусный торт в витрине.
Это и не то чтобы плохо. Sotheby's не врет, в красках описывая картину Бугро «Апельсины» с эстимейтом от $1,4 до $1,8 миллиона. Написана она правда хорошо. Что подобных сюжетов все видали сотню — это другой вопрос. Да и коммерческое искусство — очень органичная часть арт-рынка. Тот же Поль Дюран-Рюэль, который стал продюсером и спасителем бедствовавших импрессионистов, зарабатывал на продаже салонных вещей. В частности, он продавал и работы Бугро. А прибыль от «массмаркета» обеспечивала дилеру такую роскошь, как поддержка перспективных, но еще не востребованных художников вдолгую.
Покупателю важно держать в голове, чего он хочет — актуального искусства или картины под цвет дивана. И то, и другое имеют право на жизнь — вопрос приоритетов! Просто ценную коллекцию при декоративном подходе не собрать — факт.
Люди с опытом покупки искусства и арт-консультанты часто говорят: не бегите за модой и не покупайте то, что легко нравится. Со вторым я готова поспорить: это уже вариант со звездочкой, точка роста для тех продвинутых коллекционеров, которые готовы купить работу и потом полгода к ней привыкать. А вот мода — штука и правда коварная, прямо с первых покупок. Потому что денег можно потратить много, а потом на руках останется тыква вместо кареты, которую еще и никому не продать.
Важно разграничить: мода — не то же самое, что тренд. Например, сейчас есть тренд на советских нонконформистов. И хорошие продажи в этом сегменте вполне обоснованы: наследие шестидесятников изучают, раскрывают, одна за другой проходят топовые выставки в уважаемых музеях. Совсем недавно Третьяковка показывала работы Юрия Злотникова, в «ГЭС-2» среди прочих были картины Лидии Мастерковой, а в центре современного искусства AZ/ART сейчас экспозиция со всеми звездами того периода.
Мы с высоты XXI века уже можем посмотреть на феномен шестидесятников как на очень цельную историю, которая прошла проверку временем. Новые имена еще могут появиться — кто знает, какие сокровища остаются на антресолях с советских времен. Но вот новых работ уже точно никто не напишет. Так что популярность этого сегмента не про дутый ажиотаж.
И даже в этой ситуации не стоит любить шестидесятников «ушами» и бросаться срочно покупать любые доступные работы. У каждого художника любого поколения есть свой золотой период. Например, у нонконформиста Юрия Яковлева лучшим считается период с конца 1950-х до конца 1980-х, а вот более поздние работы стоит смотреть с осторожностью. В 90-х у него обострились проблемы со здоровьем, да еще и подражатели появились, так что даже подпись не гарантирует подлинности.
А вот, когда в моменте появляется мода на конкретные имена, это уже зона серьезного риска. Например, сейчас художников, которые в 90-е были страшно популярны и обзаводились галереями в лучших локациях, вряд ли кто знает. Например, поколение нулевых. Потому что это как раз был чистый салон: он был понятен людям, которые только получили первые солидные деньги, но еще не обладали тем опытом, без которого коллекционирование — минное поле. И тридцать лет спустя купленные тогда работы — довольно токсичный актив, который приличный коллекционер на видном месте точно не покажет.
Плохая новость — чутье на фальшь или не очень удачные работы очень хорошего художника формируется постепенно, спешно освоить нюансы не выйдет. Приятная новость — на арт-рынке репутация дорогого стоит, а в России галерей не так много, так что тем более каждый шаг на виду. Если понаблюдаете, что показывают солидные галереи — скажем, pop/off/art, Anna Nova, ПиранезиLAB или Futuro, — а заодно посмотрите на рейтинги перспективных авторов, то сможете сформировать первое впечатление. И арт-консультантов тоже никто не отменял: если намечается крупная покупка, лучше спросить сто советов у разных людей в теме, чем потом жалеть.
Не разделяла бы даже красоту и новаторство. Можно купить натюрморт, который от тысячи других будет отличаться только оттенком яблок, а можно — яркую работу Вари Выборовой, которая по-новому интерпретирует наследие Ван Гога и Матисса. Можно приобрести подставку для безделушек в интерьерном магазине, а можно — шкатулку Лены Марру, которая будет и арт-объектом, и удачной акцентной вещью в интерьере. Можно купить пейзаж, который будет смутно напоминать картины с Крымской набережной, а можно — картину Ани Деминой, которую достаточно один раз увидеть, чтобы точно не спутать ее ни с одним другим художником.
Мир искусства — это такое поле, где никогда и никакие знания не бывают лишними. Со временем будет все легче вовремя одернуть руку, если она потянется к покупке вторичной работы. Но при всех нюансах все-таки уверена, что в коллекционировании важно комбо прагматичности и решений по сердцу. Если чувствуете, что не можете уйти из галереи без картины, эта ее ценность прямо сейчас точно перевешивает все рейтинги и замеры.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7