Поиск

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о признаках хорошей абстракции и актуальных именах.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 1)

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 2)

Любопытно наблюдать, как складывается имидж даже не отдельных художников, а направлений в искусстве вообще. Импрессионисты сейчас — почти что котики из арт-мира, они нравятся если не всем, то почти всем. А вот абстрактное искусство развивается уже больше ста лет, но все равно требует всевозможных оговорок и предисловий. С ним любви с первого взгляда не получается, и довольно долго может быть «ничего непонятно, но очень интересно». Просто это совсем разный опыт: одно дело — наслаждаться пейзажем Шишкина, другое дело — попытаться разглядеть целую вселенную за фигурами, которых и в природе нет.

Однако маркетплейс по продаже искусства Artsy еще в 2022 году подметил, что после пандемии на арт-рынке как раз появился запрос на абстракцию. Получился контраст с тем периодом, когда все были в изоляции: тогда востребованнее были работы, более близкие к реальности, — не исключено, что люди просто скучали по нормальной и понятной жизни.

Но вот в чем сложность. Если посмотреть, например, на классический портрет, можно и интуитивно понять, удачный ли он, даже хотя бы на уровне пропорций. А что отличает хорошую абстрактную работу от плохой? Где шедевр, а где вторичная история?

Отвечая на этот вопрос, я одним движением сделаю сразу два дела: дам ориентир и мягко вынесу за скобки все рассуждения о том, что любой ребенок рисует не хуже абстракциониста.

Автором самого первого в истории абстрактного произведения считается Василий Кандинский. И уже он, пионер нового направления, не просто изображал геометрические фигуры и цвета, а сопровождал их тоннами текстов: Кандинский был и художником, и теоретиком. С Казимиром Малевичем та же история: его искусство — про манифест, а не про умение реалистично показывать мир. В этом и ключ. За абстракцией должно быть что-то большее, чем цветовые пятна и геометрия. И это большее, давайте признаем раз и навсегда, все-таки не под силу даже очень талантливому в рисовании ребенку.

Беспредметное искусство появилось благодаря тем самым «котикам»-импрессионистам, которые первыми показали, что можно изображать не само здание, а то, как свет отражается от стен. Абстракция бурно развивалась в то время, когда человечество переживало совершенно новые процессы: мировые войны, смену власти и устройства общества. Для художников появились новые сложные темы, которые старыми методами было не выразить. И родилось искусство, в котором линия говорит больше, чем поднятая бровь.

А глубина может проявляться по-разному. Нельзя сказать, что если художник не написал инструкцию к своим картинам, то работа его исключительно декоративная. Беспредметное искусство может отражать красоту форм, эмоции — ведь особенные сочетания цвета и линий влияют на наше восприятие. И талант как раз в том, чтобы тонко подбирать оттенки и формы, хорошо выстраивать композицию, выбирать уместные приемы — очень тонкая кухня.

В такой ситуации всегда есть риск спекуляций. Сравнительно недавно лопнул пузырь зомби-формализма. В 2011–2014 годах рынок наводнили работы совсем еще молодых художников, которые с мэтрами тягаться даже не пытались. У них получались совершенно интерьерные вещи, причем некачественные — такие обычно покупают под цвет дивана без претензий на владение настоящим искусством. Но печаль-то была в том, что с помощью спекуляций цены были разогреты до неприличных сотен тысяч долларов. Конечно, потом больно было всем: и тем, кто купил пустышку по многократно завышенной цене, и художникам, карьера которых была разрушена.

В этом году художники, занимающиеся абстракцией, постоянно фигурируют в хайлайтах коллег — галеристов и арт-консультантов. Расскажу буквально о нескольких именах из свежих наблюдений.

На Венецианской биеннале положительные отзывы собирала художница Эмми Уайтхорс из Нью-Мексико, представительница индейского народа Навахо. На ее примере как раз хорошо видна формула хорошей абстракции: годами выработанный и узнаваемый стиль, работы — в хороших музеях вроде Уитни, между строк — проявление культуры родного народа. В 2024 году как раз на волне новой популярности абстракции цены на ее работы пошли в рост: на аукционе Phillips ее картина была продана за $177,8 тыс., на Sotheby’s — за $127 тыс.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 3)
Эмми Уайтхорс, картина Canyon Lake I, 2001

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 4)

Еще одна художница, работы которой считаются голубыми фишками, — Джули Мерету, она отметилась на Art Basel этого года. Мерету пишет масштабные многослойные работы, через которые раскрываются социальные проблемы и конфликты. На первичном рынке ее работы стоят около $2-5 млн.

Растет популярность Эстер Малангу — южноафриканской художницы, которая пишет уже много лет и воплощает в работах традиции народа Ндебеле. Такой визуальный стиль в ее культуре принято использовать для украшения домов, так что Малангу по-новому переосмысливает наследие. Аукционный рекорд для ее картин — $141 тыс. на Sotheby’s в 2020 году, в основном на первичном рынке речь идет о $12-30 тыс. Ее картины покупали для своих коллекций Опра Уинфри и Дэвид Боуи.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 5)
Эстер Малангу, экспозиция выставки The Order of Things в Париже, 2024

Российский рынок более камерный, но на нем тоже хватает интересных имен. Например, художник Красил Макар, который развивает мотивы традиционной урало-сибирской росписи. Никита Орлов работает в чистой абстракции, он сам о своем творчестве говорит в категориях пустоты и наполненности, а главная цель для него — изучение духовной взаимосвязи человека с природой.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 6)
Красил Макар картина «Первый жаркий день», 2020

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 7)
Никита Орлов, картина «0,011», 2024

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 8)

А у Яна Тихоненко есть любопытная серия Refraction/Reflection, это монохромные работы с глянцевой поверхностью, которые очень наглядно показывают, как в искусстве преломляется опыт смотрящего. Ася Заславская — восходящая звездочка, участница проекта pop/off/art lab. Она работает в разных медиумах, в ее работах чувствуется оптика архитектора.

У Вари Выборовой есть и фигуративные работы, и абстрактные, по технике она напоминает и Ван Гога, и Матисса, и Боннара. Ей удается яркими цветами передавать очень хрупкую атмосферу тепла и уюта.

Светлана Исаева иронично называет свое искусство «треш-барокко», у нее есть и керамика, и живопись, в частности, абстрактные работы с тонко выстроенной симметрией.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 9)
Светлана Исаева, картина «Без названия», из серии «Ложное Солнце», 2022

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 10)

Есть и художники, которые уже заработали мировую известность. Работы Елены Поповой есть в прекрасных коллекциях, например, у Чарльза Саатчи, Аниты Заблудович, в Английском искусствоведческом совете. Достаточно один раз увидеть ее работы, чтобы узнавать ее издали, у нее получаются очень характерные цветовые переходы, мягкие формы — в общем, идеальные красота и гармония.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 11)
Елена Попова, картина Untitled, 2020

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 12)

Бывает так, что мы воспринимаем работу как чисто беспредметную, а для автора в цветовых пятнах и формах есть жизнь, что-то, что можно потрогать. И в этом контексте нельзя не рассказать о Марии Джонас Фарел, очень тонкой художнице, которая в творчестве разрабатывает новый зарождающийся мир. Сама Джонас Фарел называет свое искусство морфологическими картинами, я для себя его определяю как живописный эскапизм. Получается такое пограничье: вроде и абстракция, а вроде и фигуратив.

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 13)
Мария Джонас Фарел, картина Sense of Adventure, 2023

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 14)
Мария Джонас Фарел, выставка Forms of Life в Postrigay Gallery, 2024

«Когда линия скажет больше, чем поднятая бровь»: Анастасия Постригай — о тренде на абстрактную живопись (фото 15)

В ее вселенной, например, пугливый нежнотел решается отказаться от маскировки и стать видимым, а сундучковый светолучник большую часть жизни исследует природу истины и в какой-то момент начинает излучать полученный опыт. Самая свежая серия работ Марии делает ее мир еще более осязаемым: она запечатлела своих существ в прозрачных кубиках во всех подробностях. Эти произведения можно увидеть на выставке, которая только что открылась в моей галерее Postrigay Gallery.

Как всегда напоминаю и о возможности копнуть глубже, посмотреть на работы художников, которые относятся ко второй волне авангарда. Шестидесятники активно развивали тему беспредметности. Это и Юрий Злотников, и Евгений Михнов-Войтенко, и Лидия Мастеркова, и Лев Кропивницкий. Огромный пласт в истории искусства, которым мы можем гордиться.

Беспредметное искусство — оно для тех, кто готов не спешить. Не ставьте диагнозы ни себе, ни искусству, если с первого взгляда не получается понять, что за историю художник заключил в абстракцию. Наоборот, считайте это первой остановкой на новом пути!

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7