Художник и его художница: 5 историй творческих и романтических союзов
Оно и Леннон, Степанова и Родченко, Кало и Ривера, Смит и Мэплторп, Эрнст и Гуггенхайм
Говоря о романтических отношениях людей из мира искусства, мы слишком долго обращались к парадигме «художник и его муза» как к единственно верной. Правда в том, что многие художницы оставались в тени своих возлюбленных только в силу традиции. BURO. рассказывает о творческих союзах, в которых женщины были стали не менее выдающимися фигурами, чем мужчины.
Варвара Степанова
и Александр Родченко
30 декабря 1922 года на мировой карте появилось новое государство — в Москве был подписан договор о создании СССР. Светлые идеалы коммунизма требовали совершенно нового искусства, лишенного какого-либо намека на образцы прекрасного гнусного капитализма. На этом фоне родился советский авангард, и сегодня он — чуть ли не главная визитная карточка российской культуры в мире. Его лидерами стали Казимир Малевич, Владимир Татлин, Любовь Попова и творческий союз Александра Родченко и Варвары Степановой. Его знают как плакатиста и фотографа, ее — как создательницу одежды. И Родченко, и Степанова никогда не ограничивались каким-то одним направлением. Их совместному творчеству четыре года назад посвятил выставку Пушкинский музей. Основой для нее стала незаурядная коллекция работ, которую ГМИИ передали наследники авангардистской пары — дочь Варвара Родченко и внук Александр Лаврентьев.
Фрида Кало
и Диего Ривера
Пожалуй, пара Фриды Кало и Диего Риверы — тот нечастый случай, когда жена оказалась даже больше известной широкой публике, чем муж. Художнический союз из Мексики сегодня мог бы стать основой мексиканского же сериала — сезонов эдак на 10. В их жизни было все — от неприятия родителями Фриды брака с известным ловеласом до развода и обратно (одну свадьбу с пьяными дебошами жениха можно растянуть на сезон). Вместе с этим союз Фриды и Диего подарил и ему, и ей немало вдохновения — в конце концов, одна из самых известных картин Кало так и называется: «Фрида и Диего Ривера». Художницу с неповторимым стилем можно воспринимать как продолжательницу наивного искусства, в то время как ее муж занимался монументальной живописью. Их творческие изыскания пересекались в интересе к фольклорным мексиканским мотивам, но под разным углом: если в творчестве Фриды чувствуется влияние сюрреализма с его фантастическими, неземными сюжетами, то на работы Риверы повлияли его политические взгляды. Он был пламенным коммунистом.
Пегги Гуггенхайм
и Макс Эрнст
Вообще говоря, Пегги Гуггенхайм нельзя назвать художницей, но представить без нее абстрактное искусство второй половины ХХ века невозможно. Пегги — как галеристка и меценатка — сделала немало для становления видных представителей жанра. Среди прочего сыграла ключевую роль в признании Джексона Поллока. Но для нашего сюжета важнее ее отношения с другим мастером: в 1938-м Гуггенхайм купила несколько работ немецкого художника Макса Эрнста, а их реальное знакомство случилось только два года спустя. Эрнст, в спешке покидая гитлеровскую Германию, приехал в Марсель, где познакомился с покровительницей. Свадьбу сыграли через год. Их брак продлился пять лет, но важность Пегги в жизни Макса трудно переоценить. Она практически оптом покупала его картины и помогла ему остаться в Америке, где Эрнст жил и работал без страха. «Мир — вот что нужно было Максу, чтобы творить. Любовь — вот что нужно было мне, чтобы жить. Поскольку мы не могли дать другу того, что было нужно нам обоим, наш союз был обречен на провал», — говорила Гуггенхайм.
Йоко Оно
и Джон Леннон
В ММОМА открылась первая масштабная ретроспектива Йоко Оно — американской художницы с японскими корнями. Долго время ее знали в первую очередь благодаря браку с Джоном Ленноном. Конечно, замужество за известным музыкантом сыграло определенное роль в популяризации ее идей и искусства, но пора перестать определять женщину через ее мужчину. Выставка «Небо всегда ясное» восполняет этот досадный пробел. Йоко встретила Джона в 1966 году, когда была замужем уже во второй раз (первый избранником художницы стал японский пианист Тоси Итиянаги, вторым — американский продюсер Энтони Кокс). Отношение к ней поклонников The Beatles можно назвать категоричным, полярным: здесь по ссылке пользователи Quora рассуждают, можно ли Оно считать виновной в скоропостижной кончине Джона. Однако, как бы там ни было, их творческий союз — один из самых известных на протяжении всего ХХ века. «Йоко Оно и Джон Леннон запустили культурное сопротивление войне во Вьетнаме», — рассказывал редакции BURO. куратор московской выставки Гуннар Б. Кваран.
Патти Смит
и Роберт Мэпплторп
Мэпплторпа клеймили порнографом при жизни. Его становлению помогал Сэм Уигстофф — американский куратор и коллекционер, с которым его связывали не только рабочие, но и романтические отношения. Правда, не меньшую роль в жизни Роба сыграла и крестная мать панк-рока Патти Смит, которая познакомилась с художником задолго до его первого успеха. Первая встреча в ночном парке, совместная и полная лишений жизнь в отеле «Челси», поиски своего места в мире искусства — все это Смит задокументировала в книге «Просто дети», прочитать которую стоит каждому, кто хочет узнать о жизни нью-йоркской богемы. Роберт любил Патти до самой смерти — и она отвечала ему взаимностью, даже когда Мэпплторп изменял ей с мужчинами. «Что с нами будет?» — спрашивала она у Роберта. «Мы всегда будем», — отвечал он ей.