Российские художники между Востоком и Западом: чем запомнилась ярмарка ART021 в Шанхае
Шанхай по праву считается одним из флагманских городов на карте современного искусства Азии: ежегодно в ноябре здесь проходят две крупнейшие международные ярмарки — ART021 и West Bund Art & Design, которые соперничают по значимости на азиатском арт-рынке разве что с Art Basel Hong Kong. Одним из участников недавно завершившейся ART021 второй год подряд стала московская PA Gallery. Специально для BURO. соосновательница галереи Елена Паршина по следам свежих впечатлений рассказывает о главных трендах и хайлайтах шанхайских арт-событий.
Всё везде и сразу — ярмарки ART021 и West Bund Art & Design
Ярмарка ART021, 12-я по счету, собрала в этом году на одной площадке 125 галерей современного искусства из 20 стран мира, в числе которых не только соседи из азиатского региона — Япония, Южная Корея, Сингапур, — но и также США, Великобритания, Франция, Бельгия, ОАЭ, Мексика и Россия. Последнюю, к слову, местные арт-дилеры называют не иначе как «Северная Азия» — и это не шутка. Ярмарка может похвастаться действительно мощной параллельной программой: соло-проекты и коллективные выставки художников, чьи произведения доступны для покупки на ярмарке, можно одновременно увидеть в стенах важнейших музеев и арт-институций Шанхая. Среди них — Long Museum, TANK Shanghai, The Modern Art Museum (MAM), Power Station of Art. Отличная шпаргалка для изучения культурного ландшафта города.
Коллаборация ярмарки современного искусства ART021 и Dior
Ярмарка современного искусства ART021, 2024
Место проведения ярмарки современного искусства ART021 — Shanghai Exhibition Center
Экспозиция в арт-центре TANK Shanghai
Стенды на смотрах искусств в Шанхае — крупнейших ART021 и West Bund Art & Design, которые связаны крайне тесно — представили крупнейшие игроки мирового арт-рынка — например, такие титаны индустрии, как White Cube (базируется в Лондоне, Гонконге, Париже, Нью-Йорке и Сеуле), Mennour (Париж) и David Zwirner (с филиалами в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Гонконге и Париже). По работам можно сделать вывод, что большие галереи ставили по-крупному на покупательскую способность аудитории континентального Китая (спойлер: в этом они не прогадали) и задали высокую планку всему событию, показав лучших художников с мировым именем.
Вот несколько красноречивых примеров: Gagosian Gallery привезла в Китай живопись колумбийского художника Оскара Мурильо и абстракции американца Стэнли Уитни; галерея Almine Rech представила работы одного из знаковых художников американского поп-арта Тома Вессельмана и геометрические композиции Питера Хелли; галерея David Zwirner показала картины бельгийского живописца Люка Тёйманса, работы немецкого фотографа Вольфганга Тильманса, произведения голландской художницы Марлен Дюма и полотна немецкой арт-звезды Нео Рауха; галерея Hauser & Wirth выставила работы британского автора Мартина Крида (абсолютно гениальная концепция: за $150 000 покупатель приобретает не физическое произведение, а «лицензию» на повторение хрестоматийных паттернов художника у себя дома) и неоконцептуальной американской художницы Дженни Хольцер; а на стенде галереи Continua можно было увидеть произведения живого классика современного искусства — британско-индийского скульптора Аниша Капура. При этом, даже если цена на произведения топовых художников казалась доступной, приобрести их было крайне непросто: галереи сначала фиксировали все запросы от покупателей, формировали лист ожидания, а потом решали, кому они готовы продать работу, делая выбор в пользу коллекционера, у которого уже есть сформированное собрание искусства высокого уровня.
Оскар Мурильо, (untitled) catalyst, 2017. Стенд Gagosian Gallery
Мартин Крид, Work No. 1819, 2014. Стенд Hauser & Wirth
Мартин Крид, Work No. 843, 2007. Стенд Hauser & Wirth
Живопись — главный медиум
Несмотря на широкую географию участников ярмарки, все же большую часть среди них традиционно занимают именно китайские галереи, которые в комбинации с местной публикой во многом диктуют концептуальную и визуальную повестку. На ART021 живопись заметно преобладала над всеми остальными формами искусства. При этом в топе предпочтений именно фигуративная живопись, которая, в свою очередь, вбирает в себя множество жанров: литературная, упрощенная абстрактная, академическая, digital-фигуративная и т.д.
Диктат живописи легко объясняется особенностями арт-рынка Китая, 90% которого приходится именно на живопись и лишь остальные 10% отводятся скульптуре, фотографии, инсталляции и прочему. Подтверждением служат и продажи одной из самых престижных китайских галерей ShanghART: в первый же день ярмарки у них приобрели абстрактную живопись Чжана Эньли за более чем $400 000, а проданная ими картина художника Юй Юханя Abstract 2016 #4 — за нее новый владелец заплатил более $700 000 — стала самой дорогой купленной работой на ART021 в этом году.
Ярмарка современного искусства ART021, 2024
Художники-бестселлеры
Крупные китайские галереи — здесь можно назвать ShanghART и Beijing Commune — по примеру зарубежных коллег представили на своих стендах самых звездных художников местной арт-сцены. Топовых имен было достаточно много, но, чтобы не потеряться в недрах китайской арт-сцены, мы могли бы выделить три модных и, безусловно, востребованных у коллекционеров авторов.
Один из наиболее влиятельных китайских художников на международной арт-сцене сегодня — Чжан Сяоган, использующий в своих картинах визуальный язык сюрреализма. Его юные годы пришлись на драматический период «культурной революции» в Китае, что находит отражение в минорных образах на его полотнах. В работах Чжана Сяогана не найти прямых высказываний о политических и социальных событиях прошлого, зато в них много рефлексии и психологизма, а также попыток через искусство разобраться в вопросах человеческой жестокости, страха и подавления индивидуальности.
Чжан Сяоган, Role No.16, 2024
Чжан Сяоган, From Heaven to Earth, 2008
Стоит обратить внимание и на Лю Юэ — звезду молодого поколения художников и любимца коллекционеров. Несмотря на крепкую академическую базу и живописную выучку, полученную Лю Юэ в Шанхайском университете, он часто экспериментирует с формами искусства — например, популярностью пользуются его серии фотографий, — в которых исследует проблемы пространства и парадоксальные отношения материальной среды со сферой нематериального.
Еще один популярный автор молодого поколения — фотохудожник, также работающий в жанре инсталляции, Чэнь Вэй. В работах он создает завораживающие фантазийные миры, продумывая каждую композицию до деталей и совмещая в пределах одного произведения эстетику алхимии, одиночества современного человека и странной, немного безумной красоты.
Чэнь Вэй, Ping Pong, 2011
Диалог Востока и Запада
Несмотря на то что между западноевропейским и азиатским мирами до сих пор существует много барьеров — скажем, культурных, мировоззренческих и языковых, — на ART021 можно было наблюдать несколько успешных треков плодотворного взаимодействия. Как известно, европейцы сыграли важную роль в зарождении и становлении китайского арт-рынка. Исторически сложилось так, что многие частные музеи современного искусства в Шанхае были основаны арт-энтузиастами из западных стран. Один из ярких примеров — швейцарский бизнесмен, дипломат и коллекционер Ули Сигг (он также был среди гостей ярмарки в этом году), который стал одним из первых, кто начал покупать и продвигать современных китайских художников в Европе.
Произведения ведущих китайских авторов часто можно увидеть не только в галереях у них на родине, но и в престижных галереях Европы. Например, один из важнейших китайских абстракционистов Чжан Эньли, чьи 2-метровые холсты достигают цен на европейском арт-рынке до €500 000, одновременно представлен в шанхайской галерее ShanghART и международной галерее Hauser & Wirth, основанной в Цюрихе. Кроме того, некоторые европейские галереи инициативно включаются в игру на китайском арт-рынке — вспомнить швейцарскую галерею Galerie Urs Meile с филиалом в Пекине, которая виртуозно миксует в своей выставочной программе китайских и европейских авторов.
Для более плотного знакомства местной аудитории с именитыми зарубежными художниками галереи также организовывают соло-шоу своих авторов на крупнейших шанхайских арт-площадках. Одним из ярких событий стала персональная выставка американско-британской художницы Исси Вуд — ее представляет лондонская галерея Carlos/Ishikawa — в TANK Shanghai под названием What I Eat In a Day. В экспозиции — работы на миниатюрных холстах, которые Исси Вуд создает каждый день, чтобы переключаться между большими картинами и иметь возможность экспериментировать в небольшом формате. Подогрев ажиотажа сработал — купить эти произведения невероятно сложно, так как на них уже сформирована внушительная очередь.
Выставка художницы Исси Вуд What I Eat In a Day в TANK Shanghai
Стоит упомянуть и несколько проектов из параллельной программы к ярмарке в Cc Foundation коллекционера Дэвида Чао, где в одном пространстве показаны произведения художников из разных стран. Там можно увидеть выставку работ знаковых современных фотохудожников из собрания Дэвида Чао — Хироси Сугимото (Япония), Вольфганга Тильманса (Германия), Яна Фудуна и Чэнь Вэя (Китай), большую инсталляцию модного шанхайского художника Лю Вэя Liberation Routes и проект мексиканской концептуальной художницы Минервы Куэвас.
Выставка коллекционера Дэвида Чао в Cc Foundation
Российские художники на азиатском арт-рынке
Надо признать, аудитория Азии практически не знакома с российской арт-сценой. Однако интерес и открытость к взаимодействию у коллекционеров, безусловно, присутствует. Это подтверждается повышенным вниманием к работам современных российских художников, представленным на стенде PA Gallery.
Стенд PA Gallery
Соосновательница PA Gallery Елена Паршина
«В этом году мы привезли на ярмарку работы трех авторов — каркасные металлические скульптуры Ани Желудь, картины-объекты Антона Конюхова, керамику и текстильную инсталляцию Анны Казьминой. Все произведения объединили в тотальную инсталляцию "Транскодирование", в рамках которой реальность рассматривается художниками как сложная система взаимодействия сигналов и реакций, материи и нематериального сознания. На фоне многочисленных стендов с живописью наша экспозиция сильно выделялась — как минимум сложно было пройти мимо большого синего облака из ткани авторства Анны Казьминой. К слову, работы всех наших художников были приобретены в достойные коллекции. Например, инсталляция Ани Желудь "Универсальная картина" попала в частное престижное собрание Дэвида Чао Cc Foundation».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7