T
В московском Музее AZ стартовала выставка, приуроченная к 85-летию со дня рождения одного из лидеров советского неофициального искусства и создателя структурного символизма Дмитрия Плавинского — «Носороги на черепашьих бегах в Москве». На ней представлены работы из серий «Черепахи» и «Носороги», на которые художника вдохновили Рембрандт, Франсиско Гойя и Альбрехт Дюрер. Пока вы готовитесь посетить экспозицию, предлагаем отгадать, кому принадлежат произведения ниже — Плавинскому или Дюреру. Предупреждаем, это будет не так-то просто.
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":162}},{"id":15,"properties":{"x":8,"y":5,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.05,"scaleY":1.05,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":162}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":162}},{"id":15,"properties":{"x":8,"y":5,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.05,"scaleY":1.05,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":162}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Дмитрий Плавинский. «Носорог». Офорт. 1987 год
С подлинником дюреровского «Носорога» Плавинский познакомился в гравюрном кабинете ГМИИ. Так он вдохновился на создание собственного одноименного произведения. Если «Носорог» Дюрера несет на себе мир, то «Носорог» Плавинского — мир сам по себе. Мироздание воспроизводится в изображении земного шара с атмосферой, неба, Солнца и Луны, океана и материка.
Альбрехт Дюрер. «Носорог». Офорт. 1515 год
Носорог у Дюрера — диковинный зверь с броней, похожей на рыцарские доспехи. У художника он олицетворяет статичность и монументальность мира. И всё же, несмотря на броню, мы понимаем, что это живое существо: у него прослеживаются мускулатура, скелет и анималистичность.
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». Офорт. 1975 год
Рыцарь Плавинского — всадник апокалипсиса, страж божественного миропорядка. Несмотря на хаос вокруг, он спокоен и целеустремлен. Именно непоколебимая целеустремленность роднит его с рыцарем на работе Дюрера.
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь. Смерть и дьявол». Гравюра. 1513 год
Дюрер изобразил стойкого рыцаря, который безмятежно скачет мимо дьявола и смерти с песочными часами — символом скоротечности жизни. Рыцарь, следуя библейскому наставлению, защищается от зла «доспехами Божьими».
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Альбрехт Дюрер. Фрагмент из гравюры «Видение Святого Евстафия». Около 1501 года
Это фрагмент большой гравюры с изображением одной из собак. Дюрер мастерски использовал выпуклые и сужающиеся линии, чтобы передать жилистую, но мускулистую форму собаки и ее грубую шерсть.
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Дмитрий Плавинский. «Бегущая во тьме». Офорт (с 3 досок). 1972 год
Плавинский запечатлел момент последнего прерванного движения животного. Этот полутораметровый трехчастный офорт выполнен густой сеткой штрихов. Контуры тела собаки растворяются в темном абстрактном фоне.
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Дмитрий Плавинский. Фрагмент из офорта «Плащаница». 1968 год
В отличие от дюреровского звездопада, световое поле «Плащаницы» усыпано статичными звездами. Плащаница — сакральный предмет, часть церковного богослужения.
Альбрехт Дюрер. Фрагмент из гравюры «Апокалипсис. Открытие пятой и шестой Печатей». 1497–1498 годы
Огромные пылающие звезды падают на землю, оставляя на небе огненные следы. Зритель может буквально почувствовать их бешеную скорость и услышать свист, с которым они устремляются вниз.
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":12,"y":2,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-90,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Подпись Дмитрия Плавинского
{"width":1000,"column_width":59,"columns_n":10,"gutter":45,"line":20}{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}