Поиск

Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2

Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2

Главное о саунд-арт-проекте фонда V-A-C в здании старейшей московской электростанции

Текст: Кира Котова

Фото: Сергей Сапожников

Место

Здание центральной гидроэлектростанции, построенное в начале прошлого века, служило по прямому назначению около ста лет. В 2006 году столичные власти решили, что ГЭС-2 приносит больше убытков, чем пользы, и ликвидировали предприятие. Сооружение пустовало до середины десятых годов, пока на него, по наводке тогдашнего главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова, не обратил внимание меценат и самый богатый человек России по версии Forbes Леонид Михельсон, искавший площадку для своего фонда современного искусства V-A-C. Бизнесмен выкупил площадку, получил одобрение от градоначальника Собянина («перепрофилирование индустриального объекта под нужды культуры — интересный и значимый проект») и вскоре представил масштабный план преобразования ГЭС-2 в арт-центр.

На проект выписали именитого итальянского архитектора, лауреата Притцкеровской премии (архитектурный «Оскар». — Прим. ред.) Ренцо Пьяно, построившего парижский Центр Помпиду и лондонский небоскреб «Осколок». Пьяно решил реставрировать здание, стараясь максимально приблизиться к оригинальной задумке архитектора Василия Башкирова. На территории ГЭС-2 уберут поздние пристройки, воссоздадут сбитый декор фасадов, а на главном здании вновь появится остроконечная башня. Итальянец также планирует высадить березовую аллею по соседству.

Сейчас из помещений ГЭС убрали все оборудование и мусор. Вот-вот начнутся капитальные работы. В следующий раз ГЭС примет гостей только в 2019 году. И поэтому фестиваль «Геометрия настоящего» — последняя возможность увидеть индустриальные цеха в нетронутом виде.

 

Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2 (фото 1)


Экспериментальная музыка

Фестиваль «Геометрия настоящего» — продолжение перформативных программ проекта «V-A-C Live» — одного из направлений фонда V-A-С. Организаторы замахнулись на то, чего до них в России никто не делал в принципе: устроили ретроспективу отечественной экспериментальной электронной музыки. При этом все музыкальные инсталляции, перформансы подчинены более глобальной задаче — переосмыслению пространства ГЭС-2. Куратор фестиваля музыкант Марк Фелл, увлекшийся саунд-артом еще в 90-х, позвал участвовать в фестивале как суперзвезд вроде фронтмена культовой дроун-метал-группы Sunn O))) Стивена О'Мэлли, так и совсем начинающих артистов, имена которых пока никому ничего не скажут. Всего в подвалах и котельных электростанции выступят более сорока человек.

Концертная программа откроется 23 февраля совместным выступлением Стивена О'Мэлли и московского музыканта Алексея Тегина, переосмысляющего ритуальную тибетскую музыку.

В ожидании выступлений Buro 24/7 расспросил первых посетителей «Геометрии настоящего» об их впечатлениях.


Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2 (фото 2)

Михаил Борзенков, фронтмен группы Elektromonteur

«Пространство ошеломляет. Там и без искусства можно обойтись. Готический храм электрического бога во всем великолепии индустриальной эпохи. Страшно представить, что там устроит Ренцо Пьяно, когда дойдет дело до реконструкции. Боюсь, это может затмить очень многие европейские музеи.

Кураторы — боги. Этого жанра у нас днем с огнем не сыскать, а тут буквально квадратные километры всех возможных видов аудиовизуальных и интерактивных практик: от классической электроакустической импровизации до пространственных звуковых скульптур, среди которых — настоящие шедевры.

Многоканальная инсталляция Яны Виндерен, с которой начинается выставка, — шикарный аттракцион в самом лучшем смысле этого слова, но больше всего меня ошарашил рейв Тео Берта в восьмом зале. Вышел, раздавленный величием».

 

Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2 (фото 3)

Дарья Горшкова, выпускающий редактор «РБК Стиль»

«Иметь в самом центре настолько масштабное выставочное пространство — роскошь. Зайдя внутрь, я тут же вспомнила про миланский HangarBicocca, где в постоянной экспозиции — семь бетонных скульптур Ансельма Кифера высотой минимум 14 метров (недавно, кстати, Алессандро Сартори показывал среди них новую коллекцию Ermenegildo Zegna). В ГЭС-2, которую фонду V-A-C удалось сейчас освободить от исторической шелухи, можно выставлять такие же гигантские (и даже крупнее) работы — только не на отшибе, у черты города, а в пяти минутах от Кремля.

Архитектура (даже сейчас, когда ГЭС-2 находится в самом начале своего преображения), концепция всего арт-кластера и первый проект «Геометрия настоящего» лично у меня вызывают глобальный восторг. Такого места Москве не хватало».

 

Почему нужно идти на «Геометрию настоящего» в ГЭС-2 (фото 4)

Софья Герштейн, партнер агентства Departament New&Wow Marketing

«Завораживающие звуковые инсталляции в завораживающем пространстве. Я испытала прямо-таки сакральный опыт, наблюдая за вибрациями звука. Но больше всего меня впечатлила атмосфера в пространстве с работой Кандинского „Резкий и мягкий“ — невероятно интимная, cразу настраиваешься на общение с искусством. Идеальные условия для познания великого. Уверена: после реконструкции ГЭС-2 станет новым местом силы».

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7