Поиск

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о мире коллекционирования за пределами рынка современного искусства.

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 1)

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 2)

Сейчас в медиа только и разговоров, что о современном искусстве. И это здорово, я сама последние несколько лет посвятила погружению в актуальную арт-среду и рада вниманию к молодым художникам. Но коллекционирование совсем не ограничивается этой нишей, интересных направлений огромное количество.

Недавно у меня появилась возможность познакомиться с коллекцией одного ученого. Она огромная, в ней несколько тысяч объектов, из которых получается идеальная иллюстрация к учебнику истории. У него есть ископаемые и окаменелости, искусство Древнего Рима, Древней Греции и Средних веков. А заодно «малые голландцы», реалистическое искусство второй половины XX века и современников. Да, еще немного салона XIX века. Получается как минимум восемь разных направлений.

Это может даже не приходить в голову, но стать обладателем небольшой античной или средневековой деревянной скульптуры вполне возможно! Они появляются на аукционах и в антикварных салонах — и притом по достаточно доступной цене. Например, имея в распоряжении 3,5–4 миллиона рублей, вы можете купить такую скульптуру или работу современного художника Павла Пепперштейна — цена одна.

Можно зайти в сегмент искусства «малых голландцев». В Гааге в галерее Маурицхёйс висит «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, а в вашей гостиной вполне может быть работа его современника. Дело в том, что в золотой, XVII век голландской живописи был огромный спрос на искусство. Все, от лавочника до купца, хотели украшать свои дома. И предложение тоже было огромным и на любой кошелек: тогда работали около двух тысяч художников.

Поэтому на арт-рынке по-прежнему можно найти большое количество работ того периода. К тому же это искусство будет органично смотреться дома. Голландских художников потому и прозвали малыми: они писали картины небольшого формата. Не под дворцы и огромные залы, а как раз под квартиры, вроде наших.

Первые имена среди «малых голландцев» требуют больших вложений. Например, сейчас на Christie's натюрморт Питера Класа с характерным лимончиком и бокалом-ремером выставлен на торги с эстимейтом 150–250 тысяч долларов. Но можно найти качественную работу менее известного художника в пределах 3–5 миллионов рублей.

Представьте себе удовольствие: скажем, приходите вы в музей на выставку «малых голландцев». А дома у вас, в вашей собственной комнате в неограниченном доступе висит работа их коллеги, который творил в ту же эпоху, 400 лет назад. Уже от самого обладания такой старинной вещью дух захватывает!

Еще один интересный сегмент — работы передвижников. Многие произведения давно осели в музеях, но на рынке регулярно появляются вещи музейного уровня, которые можно забрать в коллекцию. И цена не обязательно будет высокой. Например, небольшая картина Исаака Левитана 1890-х годов «Дорога в поле с белыми цветами» была продана с аукциона в 2021 году за 1 800 000 рублей. Цена сопоставима с работами шестидесятников первого ряда, например Анатолия Зверева или Евгения Михнова-Войтенко.

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 3)
Исаак Левитан «Дорога в поле с белыми цветами», 1890-е

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 4)

В антикварном мире есть отдельное понятие — художники из учебника «Родная речь». Поколение бумеров и миллениалов наверняка помнит книги времен начальной школы, в которых как раз обязательно были и Шишкин, и Левитан, и Саврасов. Поэтому как раз художников, которые у всех на слуху, так и называют. Ценятся они больше всего, но, если вы не можете позволить себе их работы, это не значит, что от коллекционирования придется отказаться. В каждой нише можно найти очень качественные произведения менее известных авторов, из второго и третьего эшелона имен. Это не делает их хуже, просто в учебники им попасть не повезло.

Например, если мы говорим о русских художниках второй половины XIX и первой половины XX века, можно обратить внимание на картины Василия Кучумова или Константина Горбатова, Семена Федорова или Константина Крыжицкого.

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 5)
Константин Крыжицкий «Взморье. Каменистый берег», 1893

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 6)
Василий Кучумов «Павловск. Вид дворца», начало XX века

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 7)

То же самое и с европейским искусством. В коллекции моей галереи есть картины немецкого художника XIX века Карла Фридриха Окерта. Он писал пейзажи, животных и сцены охоты. Он сейчас не на слуху, но создавал качественную живопись, писал очаровательных лис и кабанчиков во вкусе современников. Картины Окерта есть в коллекции Мюнхенского городского музея, это признанный художник. И его произведение небольшого формата может стоить несколько сотен тысяч рублей.

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 8)
Карл Окерт «Пейзаж с кабанами», конец XIX века

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 9)
Карл Окерт «Пейзаж с глухарем», конец XIX века

«Античность по цене совриска»: Анастасия Постригай — о разных сегментах для создания коллекции (фото 10)

Через искусство и свою коллекцию можно погружаться в любые эпохи. Можно собирать русских авангардистов, у которых есть доступные по цене тиражные работы. Можно поучаствовать в возрождении имен и подобрать искусство русского зарубежья, которое на родине было забыто на много десятилетий. Есть еще вариант собирать шестидесятников, тем более что это искусство сейчас в тренде, ему посвящены многие выставки. Или же можно ограничивать коллекцию в пределах одного десятилетия, например собирать искусство 70-х, 80-х или 90-х.

Остановиться на одном направлении или совместить несколько — выбор каждого. Неверных решений тут нет. Высший пилотаж — когда коллекционер не просто создает собрание из предметов разных эпох, а вписывает их в одну концепцию. И тогда из скульптуры, тиражной графики и ультрасовременной живописи складывается настоящий автопортрет коллекционера. Это такой творческий вызов! Я сама очень увлеклась процессом и развиваю коллекцию сразу по нескольким направлениям, но стараюсь составить из них единое целое. У меня есть и картины современных художников, и работы шестидесятников, и антиквариат, и детская книжная иллюстрация. Так что, если вы уже начали коллекционировать современное искусство, это не значит, что покупка антиквариата разрушит цельность коллекции, и наоборот.

Какими бы ни были ваши интересы, вы точно сможете при желании найти свою тему и нишу. И не обязательно копить миллионы для старта. Но важно иметь в виду: подводных камней на этом рынке хватает. Можно попасть на подделку или откровенно переплатить за работу; есть риск получить антикварное искусство с плохим провенансом, которое будет сложно продать. Поэтому начать поиски стоит с арт-консультанта, который на первом этапе убережет от ошибок.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7