Манекен или скульптура: как монтируют выставку Atelier E.B в «Гараже»
Музей «Гараж» открывает выставочный сезон 2020 года несколькими проектами, среди которых самый изящный — экспозиция двух девушек из Шотландии и Бельгии, которые работают с одеждой и аксессуарами, возвращая приемы оформления концептуальных бутиков в пространство современного искусства. BURO. отправило к ним на монтаж и знакомство третью — журналистку и блогера Сююмбике Давлет-Кильдееву.
Перед тем как отправиться на монтаж выставки «Прохожий», я призадумалась, как одеться, чтобы выглядеть адекватно для встречи с Atelier E.B — остромодным дуэтом художницы Люси Маккензи и дизайнера Беки Лискомб. Atelier E.B — еще и фэшн-бренд, который работает на стыке моды и искусства. Надела в итоге неудобные, но красивые ботинки и отправилась в «Гараж».
Первое, что мне бросилось в глаза, — сама Бека в толстовке из их новой коллекции «Jasperware», в шлепках и толстых теплых носках. «Мы делаем очень нормальную одежду, — говорит она, — не для красных дорожек, и не вызывающую проблем у тех, кто ее носит. Мы думаем о людях, которых знаем, о наших друзьях и создаем удобные вещи для работающих женщин и мужчин. Любим многослойность — уверена, в России хорошо понимают ее плюсы». Я кутаюсь в шарф и согласно киваю. Самим художницам, которые провели девять дней на монтаже «Прохожего», в Москве бросилось в глаза, как хорошо тут одеваются пожилые женщины. «Видно, что они знают свое тело, — говорит Маккензи. — Может быть, это связано с советским временем, когда в условиях товарного дефицита женщины сами шили себе одежду по выкройкам из журналов или обращались к портным».
Вид на витрины с новой коллекцией
«Atelier E.B — независимый бренд, — продолжает Люси, — мы стараемся на каждом этапе производства мыслить свободно, не следовать общепринятым стратегиям и все время спрашиваем себя, как можно это сделать по-другому». Atelier E.B сотрудничает с локальными производителями и не использует труд рабочих из стран третьего мира. Девушки утверждают, что Atelier E.B — единственная в мире модная марка, которая выставляет и продает свои коллекции в галереях современного искусства — до «Гаража» их «Прохожего» показывали в Serpentine в Лондоне и в парижской Lafayette Anticipations.
Манекены швейцарской художницы Саши Моргенталер на фоне работы Аллена Джонса — настенной росписи с рекламой чулок Fogal
Инсталляция «ГУМ», вдохновленная фотографиями из альбомов, посвященных показу тканей в 1950-е
На монтаже Бека руководит установкой витрин. Пространство заставлено огромными ящиками с надписью «Fragile», коробками и рулонами. На полу валяются отрезы линолеума, полиэтилен, леска, снова коробки, воздушно-пупырчатая пленка; еще вижу плоскогубцы, ножницы и прочие инструменты, которые привычнее было бы увидеть на стройплощадке. Так что резиновые шлепанцы с шерстяными носками Беки — любимое сочетание штукатуров и плиточников — тут смотрятся органично.
На ногах у манекена носки, созданные «Гаражом» как мерч к выставке
Монтаж осветительного оборудования
Монтаж винилового покрытия с паттерном в виде тартана, созданный специально для выставки
Выставка делится на несколько частей: в одной — поп-ап-магазин, где можно купить предметы из той самой коллекции «Jasperware», во второй — работы художников, созданные для демонстрации их одежды из прошлых коллекций. Например, Маркус Сельг использовал свою скульптуру десятилетней давности, трибьют «Павшему» Вильгельма Лембрука, и, как он говорил в одном интервью, с большой радостью одел свою скульптуру в одежду Atelier E.B, «...уменьшив ее уязвимость».
Витрины и способы товарной репрезентации одежды в частности и моды в целом находятся в центре внимания Atelier E.B. Ее название «Прохожий» отсылает к фигуре человека, который потребляет образы и смыслы, созданные кем-то по другую сторону стекла: будь то магазин или музей, этнографический архив или модный журнал. О прохожем как об особом типе городского созерцателя со скользящим взглядом писал Вальтер Беньямин; он — один из главных персонажей в современных городах с их торговыми галереями, насыщенным рекламой транспортом, окнами кафе и витринами магазинов.
Витрина, посвященная международной всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году
Инсталляция «Уличная витрина», созданная совместно с дизайнерами Говардом Тонгом и Барбарой Келли
Я подхожу к рабочим в ярких оранжевых комбинезонах, которые натирают стекла, и задаю важный для всякого репортажа вопрос: «А что вы, ребята, делаете?»
— Мы натираем стекла, — отвечают они, и мы вместе смеемся над остротой моего исследовательского подхода. Они только что закончили монтаж еще одной выставки, открывающийся вместе с проектом Atelier E.B; говорят, она посвящена эзотерике. Все, что я могу разглядеть с моего места, — вход в загадочный шатер, напоминающий белый вигвам. Тут же сотрудники «Гаража» поясняют, что это уникальная материя, созданная архитектурным бюро Grace, — она тоньше, чем штора, но толще, чем тюль.
«А вы помните сериал „Mad Men“? — спрашивает меня Люси. — Ведь мода долгие годы работала так же, как реклама. Образованные белые мужчины конструировали образы и манипулировали женщинами». «Мода — это вообще отличное пространство для разговора о месте женщины в искусстве, — продолжает художница. — Исторически эту область никогда не ставили так же высоко, как живопись или скульптуру. Есть, конечно, Коко Шанель, но никто не будет ее сравнивать с Пикассо. Женщины будто заперты в этом нарративе. Даже если вспомнить немецкий Баухаус — несмотря на то что женщин принимали туда учиться, им давали заниматься только текстилем».
Манекен Берни Рида на фоне ковра
Люси Маккензи во время монтажа «Уличных витрин»
«Наша коллекция — не для подиума и не для демонстрации на моделях», — продолжает Бека. Выставка Маккензи и Лискомб препарирует механизмы и традиции экспонирования одежды, в буквальном смысле деконструируя их, — я вижу, как Бека несет ноги от манекена, кладет на подиум и начинает натягивать на них чулки. Манекену как сквозному персонажу мира моды и ритейла посвящена отдельная часть проекта. Художницы говорят, что классический манекен обезличен и пассивен, как и роль, которую он предписывает женщине. «Прохожий» переосмысляет его как объект искусства, который можно использовать для демонстрации одежды, и пытается провести или, наоборот, стереть черту между манекеном и скульптурой.
Здесь также задействована живопись Алена Джонса — реальная реклама колготок Fogal. Этот британский художник прославился в 1960-е своими скульптурами, в которых фигуры женщин были превращены в предметы мебели. Значительно позже норвежец Бьярне Мельгор сделал работу-апроприацию этих столов и кресел, одно из которых попало в скандал с участием BURO. и основательницей «Гаража» Даши Жуковой. «Хотя феминистки ругают Джонса, — признается Люси, — для нас важно, как он обращается с манекенами, и, выставляя его рекламный эскиз, мы также поднимаем тему занятости художников. Многие из них, особенно женщины, вынуждены работать где-то еще. В случае Джонса это были рекламные проекты, а для многих художниц оформление магазинных витрин становится таким финансовым подспорьем».
Инсталляция «Britain Can Make It» отсылает к выставке промышленного и товарного дизайна в Музее Виктории и Альберта в 1946 году
На монтаже увидеть границу между скульптурой и манекеном невозможно — я смотрю на восковые фигуры, вроде похожие на рекламных болванчиков. Однако в музее мозг однозначно считывает значение антропоморфных объектов как скульптуры. Неясно, что им больше подходит — магазинный ценник или музейная экспликация? Эмиль, технический менеджер, говорит, что этикетки привезут накануне открытия, и это отдельная задача — развесить их ровно. Самым сложным однако оказалось производство линолеума, рассказывает менеджер Настя. Оттенок шотландской клетки, использованной в оформлении, пытались согласовать с Люси и Бекой дистанционно, но фотографии на телефон и мессенджеры искажают цвет. В итоге остановились на золотистых рулонах, и каждый из них печатали пять часов. Вот задачка: на выставке попытайтесь посчитать и оценить, сколько времени заняло их производство.
Манекены из коллекции Российского
этнографического музея
Люси Маккензи и Бека Лискомб на открытии выставки
Напоследок я уточняю, как Люси и Беке удается ладить друг с другом, ведь часто женщины скорее конкурируют, чем сотрудничают. Смеясь, они отвечают, что секрет их дружбы и успешного сотрудничества в том, что они живут далеко друг от друга: Люси — в Эдинбурге, Бека — в Брюсселе. Именно так расшифровывается аббревиатура в названии Atelier E.B.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7