Как прошла ярмарка современного искусства Art Basel в Гонконге
Главные произведения от Джеффа Кунса и Аниша Капура до новых имен
На этой неделе в Гонконге прошла ярмарка современного искусства Art Basel — главное событие года для всего арт-рынка в восточном полушарии. В этом году ярмарка в шестой раз состоялась при поддержке компании BMW Group, которая регулярно поддерживает крупные культурные мероприятия и способствует развитию молодых художников. В отличие от Art Basel в Базеле или Майями, история ярмарки в Гонконге не так продолжительна, но весьма показательна. Ее стремительное развитие напрямую связано с ростом экономики Китая в последние годы — азиатский рынок занимает сейчас второе место после американского по стоимости проданных произведений за прошлый год и первое — по объему продаж. Среди большого количества ярмарок современного искусства, которые каждый месяц открываются в разных концах света, есть только одна, которая объединяет все три рынка — американский, европейский и азиатский, и это — Art Basel. Мы расскажем о тех предметах искусства, которыми запомнилась гонконгская Art Basel этого года.
Виллем де Кунинг, Untitled XII
Lévy Gorvy
С живописи Виллема де Кунинга могут начинать осмотр любой ярмарки те, кто признает живопись модернистов, но держится на расстоянии от совсем молодых авторов. Де Кунинг — один из лидеров абстрактного экспрессионизма, направления, которое чаще ассоциируется с именами Ротко и Поллока, чем их нидерландского современника. Виллем де Кунинг известен хаотичным сочетанием ярких цветов и ломанностью линий — декада за декадой герои его полотен буквально превращались в цветовые пятна, а фигуративные силуэты — в абстрактные линии. В послевоенное время де Кунинг увлекался фрейдистской философией, наделяя многочисленные женские портреты явным сексуальным подтекстом и именуя их «тотемами». В поздние годы его картины отличает все большая декоративность — к этому периоду и относится полотно Untitled XII (1975).
Для Untitled XII (1975) определенно характерна особая ритмика в сочетании формы и цвета, — вероятно, этим полотно привлекло внимание бывшего владельца, сооснователя компании Microsoft Пола Гарднера Аллена. Сам де Кунинг широко известен своими ценовыми рекордами, и для Art Basel этого года картина примечательна именно с точки зрения продаж — она стала одной из первых, уйдя за 35 миллионов долларов в самом начале закрытого превью для коллекционеров и VIP-гостей ярмарки.
Джефф Кунс
Bluebird Planter
David Zwirner
Несмотря на то что в прошлом году Джеффа Кунса обвинили в плагиате после установки скульптуры балерины рядом с Рокфеллеровским центром, он относится к той редкой категории художников, для которых скандалы всегда оборачиваются благоприятным исходом. В 2017-м Кунс отметился и коллаборацией с Louis Vuitton, поместив на знаменитых сумках полотна Леонардо, Пуссена, Тициана и других «старых мастеров». На Art Basel его работы — серию принтов, отсылающих к основным этапам его карьеры, — представила галерея David Zwirner. Впрочем, и сам Кунс находился неподалеку от стенда, ведь, по словам основателя галереи Давида Цвирнера, они любят представлять на ярмарках своих художников, а «Кунса вовсе и не следует представлять».
Здесь же и две работы из серии Gazing Ball, в которой художник объединил портреты Рембрандта и Тициана с шарами, сделанными из характерного для него материала — покрытого алюминием стекла. Однако нашим фаворитом стала скульптура Bluebird Planter (2010–2016), словно снятая с рождественской елки и увеличенная до колоссальных размеров. Весьма достойной получилась и программа инаугурационной выставки в новом пространстве галереи H Queen's, Central. Здесь David Zwirner представила работы Вольфганга Тильманса из разных серий — после персональных выставок в Tate Modern и Fondation Beyeler его работы продолжают расти в цене.
Синди Шерман
Untitled (Murder Mystery People)
Metro Pictures
Еще одна классическая серия, важная для понимания современного искусства и, в частности, фотографии — Untitled (Murder Mystery People) (1976/2000) Синди Шерман. Эту серию художница начала еще в середине 70-х, будучи в колледже, объединив семнадцать образов из голливудских фильмов. Долгие годы Шерман занимала первое место среди списков наиболее дорогих и влиятельных художниц, лишь в последние годы уступив первенство Яей Кусаме. Именно Шерман одной из первых среди современных фотографов стала работать с образами знаменитостей, перевоплощаясь в персонажей голливудских фильмов. Заигрывая с массовой культурой уже за пределами поп-арта, она вдохновила целое поколение подражателей. На фотографиях Шерман зритель узнает привычные образы из фильмов и картин, однако испытывает определенный дискомфорт, понимая, что на самом деле перед ним неоднократно повторяемый портрет художницы.
Аниш Капур
Mirror (Black to Red Brandy Wine)
Lisson Gallery
Работы Аниша Капура, как и многих других топовых художников, представлены на Art Basel на стендах сразу нескольких галерей — kamel mennour, Kukje Gallery / Tina Kim Gallery, Galleria Continua и Paragon, однако наше внимание привлекла работа из серии Mirror на стенде Lisson Gallery. Капур известен прежде всего массивными инсталляциями, расположенными в городском или природном окружении, примеров которым немало — чикагский Cloud Gate (2010), нью-йоркский Descension (2014) или Dirty Corner (2015) в Версале. Зритель сталкивается с его объектами будто случайно, однако остается пораженным их размером, неоднозначными ассоциациями и создаваемым иллюзорным эффектом — неожиданно перед вами открывается водоворот посреди парка, зеркало в безлюдном лесу или «вагина королевы» в классицистическом дворце.
Эти принципы Капур продолжает развивать и в небольших работах, в том числе в серии Mirror. Небольшие круглые скульптуры, которые можно увидеть на музейных выставках художника или купить в галереях, представляющих Капура, определенно имеют связь с работой Sky Mirror, установленной в Лондоне, Нью-Йорке и Ноттингеме и отражающей небо на фоне пейзажа. Небольшие Mirror показывают прежде всего смотрящих внутрь — художник в разные годы выполнял их в черном, красном и синем цветах. На стенде Lisson Gallery по соседству с Лаурой Прувост и Джойсом Пенсато представлена работа Mirror (Black to Red Brandy Wine) 2015 года в бордово-красных оттенках. Именно этому цвету художник отводил особое внимание, ведь для Капура алый — цвет крови, внутреннего мира человека, а значит, и жизни.
Чен Фей
Painter and Family
Perrotin
Рассуждая о ярмарке Art Basel в Гонконге, принято не только говорить о стремительном развитии рынка в последние годы, но и отмечать особую лояльность со стороны галерей к молодым местным художникам. Это не совсем так — на стенде крупных игроков рынка вы скорее обнаружите привычных Кунса и Мураками, чем откроете для себя молодых азиатских художников. Даже для выставок в собственных пространствах большие художники редко отходят от принятой стратегии продвижения европейских или американских авторов. Несомненно, здесь есть и исключения — одним из таких можно назвать молодого китайского художника Чена Фея, с которым сотрудничает галерея Perrotin. На Art Basel Perrotin представила работу Painter and Family, созданную художником в этом году. Это современная аллюзия на «Менины» Веласкеса, выполненная в привычном для Фея стиле, близком к манере иллюстраторов или авторов комиксов. Фей часто заигрывает с классическими темами — иронизирует над обнаженным Давидом, повторяет натюрморты Караваджо, балансируя на грани китча и хорошего вкуса.
Эрмин Вурм
One Minute Sculptures
Lehmann Maupin, Galerie Thaddaeus Ropac, König Galerie
Как и другие крупные ярмарки, Art Basel поделена на секции — Galleries, Encounters, Insight, Discoveries и Kabinett, каждая из которых представляет весьма определенный пул галерей. И если описанные выше работы относились к галереям из сектора Galleries, представляющего большую часть списка из 248 галерей, то работы Эрвина Вурса были представлены в разделе Encounters, посвященном масштабным инсталляциям. Впрочем, сложной застройки здесь тоже нет — перед зрителем несколько предметов повседневной мебели и инструкция от художника, что следует с ними делать. Подобные одноминутные скульптуры — концепция отнюдь не новая, однако именно Вурму удается снизить перформативный пафос Абрамович и Сегала до иронии зрителя над самим собой.
Али Казим, Зак Лэнгдок-Пол и Гала Поррас Клим
Ali Kazim
Jhaveri Contemporary, Michaell Lett, Commenwealth and Council
Отличительной чертой сектора Discoveries является тщательное внимание к новичкам — столь стремительный старт карьеры, как участие в ярмарке Art Basel, способен принести значительные успехи в будущем. Особенно внимательно мы будем следить за Али Казимом, Заком Лэнгдоком-Полом и Галой Поррас-Клим — художниками, вошедшими в шорт-лист премии BMW Art Journey. Казим привлек внимание жюри серией гиперреалистичных пейзажей родного Пакистана, новозеландец Зак Лэнгдон-Пол — серией скульптур Passport из ракушек и окаменелостей, а художница Гала Поррас-Клим представила инсталляцию, где объединила объекты разных этнографических институций. Трех художников объединяет последовательное переосмысление тем, важных для современного общества и связанных с национальной идентичностью, историческим изменением времени и окружающей средой.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7