«Самое хрупкое, что у меня есть, — это мое сердце»: художница Алиса Горшенина — о новой выставке во Vladey Space
В галерее Vladey Space открылась выставка «Коробка в форме сердца» уральской художницы Алисы Горшениной, известной в запрещенной социальной сети под ником alicehualice. Экспозиция продлится до 12 апреля. В нее вошли объекты из ткани, графика, живопись, фотография, видеоарт. Поговорили с Алисой о том, как создавались работы, о любви к Уралу и искусству вообще.
О чем рассказывает новая выставка? Как появилась идея?
Мне предложили открыть выставку во Vladey Space, и я начала думать: что я хочу показать зрителям? Хочу ли я вообще что-то показывать? Будет ли это что-то из старых проектов или нечто новое? В итоге я решила поделиться тем, над чем работала во второй половине 2022-го и начале 2023 года. Новая выставка — это скорее набор разных художественных единиц, которые были созданы в нелегкое для меня и многих других людей время и которые отражают все мои переживания.
Название выставки — «Коробка в форме сердца» — вдохновлено одноименной песней Курта Кобейна. Расскажи, почему было выбрано такое название.
Начну с того, что мне очень близко визуальное искусство Курта Кобейна. Мало кто знает, что он был еще и художником. Помню, как в девятом классе впервые увидела его картины и какие-то зарисовки. Меня так они поразили. В то время я рисовала отчасти похожие автопортреты и для себя обнаружила какую-то связь между нами. Мне казалось, что его, как и меня, никто не понимал. Я почувствовала, что мы — родственные души, а его искусство и музыка обладали для меня целительным свойством.
А теперь к вопросу о названии. Я люблю собирать различные старинные предметы, например старые наличники или рамы от советских зеркал. Все эти вещи я интегрирую в свое искусство. Недавно я начала собирать тагильские подносы и короба от старинных часов. Удивительно, но у многих людей до сих пор хранятся короба без часовых механизмов. Однажды я нашла очень красивый короб, у которого отлично сохранилась дверца со стеклом. Внутрь этого короба сразу захотелось поместить что-то хрупкое. Самое хрупкое, что у меня есть, — это мое сердце. Так появилась заглавная работа выставки — сердце в коробке, из которой вырастают огромные красные сосуды. Так у меня в голове возникла ассоциация с песней «Heart-Shaped Box», и я сразу определилась с названием. Оно отзывается во мне, как и человек, написавший эту песню.
Коробка в форме сердца — аллюзия на сердце, которое пусто? Что бы ты положила в такую коробку в форме сердца, если было бы можно?
Очень хочется ответить цитатой из поэмы про сердце Евгении Некрасовой, которую она написала специально к моей выставке. Не могу передать, насколько она талантливая писательница и насколько она чувствует суть вещей и людей.
«3.
…
Сердце Алисы — шкатулка для всего счастливого,
страшного, смешного, больного,
для самого красивого, пережитого, чувственного,
увиденного Алисой.
Сердце Алисы — художественная матка,
где формируются зародыши работ,
где картины вырастают, становятся взрослыми,
попадают на выставки, к нам в глаза и души.
4.
Существо на вид маленькое,
но может вместить в себя поле,
лес, реку и гору.
Про человека и говорить нечего».
От себя бы я еще добавила, что нет, коробка в форме сердца — это не аллюзия на пустое сердце. Напротив, здесь сердце предстает некой емкостью, в которой уже много чего лежит и в которую еще много чего можно положить.
Главные образы выставки — сердце и слеза. Что они символизируют для тебя?
Кажется, что я немного опередила вопрос и ранее уже рассказала про сердце, а вот про слезы — нет. Слезы — это один из символов, с которыми я работаю. У меня есть архив моих детских рисунков. Самые ранние сохранившиеся работы — примерно 1998–1999 годов. Так вот, там есть одна очень важная и интересная работа — небольшой автопортрет на обложке маминого блокнота. На ней крупно изображено мое лицо, на волосах какие-то красивые заколки, а из глаз льются слезы. Отчего-то 5-летняя я решила нарисовать свои эмоции, не просто себя, а свои чувства. Мой подход в искусстве сейчас можно описать этой детской работой.
Кстати, в какой-то момент я присмотрелась к рисунку и обнаружила, что внутри слез я нарисовала сердечки. Это такой классный и сильный образ, откуда он в пять лет взялся, я не понимаю. Кажется, я до сих пор ничего лучше не сделала.
Как ты приходишь к созданию работ?
Самый сложный вопрос, на который я постоянно отвечаю по-разному. Сейчас я бы сказала так: бывает, идешь по городу, по какой-нибудь красивой старой улице, например по улице Карла Маркса, и видишь старинный дом глубокого зеленого цвета. Время его не пощадило, и это очень красиво выглядит. Все окна у него целые, а одно почему-то заложено кирпичами, да так ровно, будто так и надо. Я смотрю на это окно и вижу, что если в центр кладки поместить, например, маленькую женщину-птицу (образ, который часто встречается в моих работах) из капрона, то это будет идеальная композиция. Вокруг я вижу множество вещей, которые меня привлекают. Но все это лишь один пример, который скорее говорит о каких-то визуальных решениях, но зато наглядно и понятно.
За последний год в искусстве многое изменилось. Как события повлияли на тебя?
Жизнь в целом изменилась, а искусство и жизнь для меня неразделимы. Изменения скорее не визуальные, а внутренние. У меня есть ощущение, что теперь при создании работ я ныряю куда-то глубже. Потому что за прошлый год я испытала огромную палитру самых разных чувств и эмоций. Я как будто открыла новый спектр ощущений. Речь, конечно же, идет о негативных переживаниях, но и они способны меня наполнить, а затем вылиться во что-то. Еще я стала больше анализировать то, что делаю, и перестала стесняться говорить о своих работах и чувствах.
Какие чувства вызывают у тебя события, происходящие в мире? Отражаются ли они в твоих работах?
Я до сих пор нахожусь в депрессивном состоянии, которое меня еще не покинуло. Как могу, я проживаю все происходящее. Это вроде бы и не касается меня физически, но очень ранит.
Долгое время мне казалось, что я должна скрывать чувства от других людей. Не позицию, а именно чувства, сокровенные переживания. А говорить о них очень хочется. Ведь я живая и не могу молчать о том, что происходит внутри меня. Моя выставка в какой-то степени об этом, о том, что каждый живой человек имеет право испытывать разные эмоции.
В одном из постов в запрещенной социальной сети ты написала, что приняла решение остаться в России. Не жалеешь?
Нет, не жалею. Здесь мой дом. Если бы пожалела, то давно бы уехала. Я остаюсь, потому что так хочу. Я не представляю, как жить без уральской земли, как жить где-то, где нет Лисьей горы (гора в центре Нижнего Тагила, потухший вулкан, мое место силы). Временами, конечно, я впадаю в уныние, когда вижу успехи своих коллег, которые уехали. Иногда мне кажется, что я осталась тут под стеклянным колпаком, а где-то там, за горизонтом люди живут лучшей жизнью, и начинаю завидовать белой завистью. Но я бы все равно не решилась уехать, потому что внутри меня огромный якорь из принципов, позиции, любви, упрямства и, может быть, трусости.
Как видишь свое будущее как художника, оставаясь тут?
Буду и дальше продолжать работать и пытаться подмять под себя действительность. Теперь мой путь будет длиннее и медленнее, но я к этому готова. А вообще, невозможно прогнозировать будущее в нынешней ситуации, можно только фантазировать. Но я точно понимаю, что мне закрыт путь во многие музеи, моя перспектива — независимые галереи, которые будут готовы со мной сотрудничать. Нарастающая цензура очень давит, и, в какого монстра она превратится, я не знаю. Работать стало тяжелее, а открыть выставку сейчас гораздо сложнее, чем год назад. Боюсь, что дальше будет только хуже.
Что помогает тебе переживать сложные времена и продолжать делать то, что ты делаешь?
Разные вещи, которые то помогают, то теряют свою целебную силу. Я пытаюсь радовать себя простыми мелочами. Например, первый раз в жизни сделала маникюр, и не простой, а со Шреком, потому что это мой любимый персонаж. Смотрю фильмы, общаюсь с единомышленниками, обязательно выезжаю за город — без этого вообще не могу. А еще мне помогает изучение английского в языковой школе. Хожу на квизы, учусь играть на электрогитаре — в общем, заставляю мозг работать. И, конечно же, не обходится без поддержки моего мужа Сережи и двух котов — Жоры и Бори. А с недавних пор — зрителей. В день открытия выставки во Vladey Space я получила такую отдачу, какой никогда не получала. Я видела уставшие лица людей, я видела искреннее сопереживание и сочувствие, видела, как посетители выставки смотрят на мою боль и видят свою. Открытие экспозиции стало своеобразным сеансом групповой терапии. И я поняла, что все делаю правильно. Теперь я уверена, что мое искусство здесь еще кому-то нужно.
Как думаешь, насколько жизнеспособно современное российское искусство в новой реальности? Есть ли у него будущее и какое?
Искусство точно никуда не делось и не денется, пока в России есть художники и художницы. Есть искусство, и неважно, в галереях оно или где-то в квартирах, в мастерских или на улицах. В России до сих пор остается очень много талантливых и неравнодушных людей. Они и есть будущее.
Расскажи о планах на будущее. Как ты видишь себя и свое творчество через пару лет?
Я собираюсь построить дом за городом и баню, буду принимать гостей и залечивать их и свои душевные раны паром и самодельными настойками.
Еще планирую улучшить навыки игры на гитаре, хочу больше принимать участия в создании музыки для своих работ. Сейчас за музыкальное сопровождение к моим выставкам отвечает муж, и я пока робко добавляю в его композиции свой голос. Хочу снять короткий метр, поставить спектакль в театре. Еще хочу разработать пешие туристические маршруты по Нижнему Тагилу, например, по местам обитания народа манси. В общем, хочу заниматься тем, что меня действительно наполняет.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7