Выставка Михаила Нестерова в Русском музее
К 150-летнему юбилею русского художника
Выставка русского и советского живописца Михаила Нестерова (1862–1942), посвященная 150-летию со дня его рождения, открывается сегодня, 5 апреля, в Русском музее (корпус Бенуа). До начала августа посетители смогут увидеть около двухсот произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственных музеев-заповедников Петергофа и Павловска, Астраханской государственной картинной галереи и других музейных, а также частных коллекций.
Творчество Нестерова, охватившее конец XIX и первую половину XX века, тесно связано с религией и философией Серебряного века русской культуры, с душевными исканиями того времени. Художник уловил поэтичную и необыкновенную атмосферу православных монастырей и старообрядческих скитов, создал десятки портретов знаменитых современников. Каждая его работа отражает истинно русскую душу, широкую и светлую. Пейзажи Нестерова неброски, но вместе с тем лиричны, полны любви к русской земле. "Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью", — писал художник.
Портрет М.И. Нестеровой, 1886. Холст на картоне, масло. 31,4х27,5
Михаил Нестеров родился в 1862 году в православной купеческой семье и с детства был окружен теплотой и заботой. Его увлечение живописью отец и мать только поддерживали, за что юный художник был особенно им благодарен. Все детские воспоминания Нестерова наполнены гармонией — тогда и началась его любовь к традиционному укладу русской жизни, культуре, природе, в которых он вырос. Уехав из родной Уфы в Москву, Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был Перов, и творил в стиле русских передвижников. Он учился живописи также у Саврасова и Маковского. Год за годом самобытный талант Нестерова заявлял о себе все ярче, и к 1889 году он впервые серьезно проявился в картине "Пустынник". В 1886-м художник женился на М.И. Мартыновской, которая три года спустя скончалась при родах. Образ любимой жены прослеживался во многих его последующих работах. Другим героем полотен Нестерова был Сергий Радонежский, которого художник считал воплощением нравственного идеала. Он посвятил ему цикл из 15 больших картин.
Преподобный Сергий Радонежский, 1899. Холст, масло. 248х248
Еще глубже познакомиться с церковным миром Михаил Нестеров смог, расписывая стены церквей и создавая иконы. Художник посвятил этому более 20 лет своей жизни. В 1901 году он написал цикл работ во время путешествия в Соловецкий монастырь, позже — серию картин, посвященных горестной судьбе русской женщины. Октябрьская революция стала рубежом в творчестве художника, после которого он обратился к портретному жанру, изображая знаменитых людей своего времени — Максима Горького, Льва Толстого, Веру Мухину, Ивана Щусева и многих других. Нестеров неоднократно писал и автопортреты, а в последние годы жизни взялся за написание мемуаров "Давние дни", которые вышли в год его смерти, в 1942 году, отдельной книгой и имели большой успех.
Пейзаж, 1917. Холст на картоне, масло. 23х39,2
"Видение отроку Варфоломею", 1889
Текст: Дарья Горшкова
Фото: wikipaintings.org