Марк Шагал в Третьяковской галерее
Ретроспектива к 125-летнему юбилею художника
Ретроспектива Марка Шагала (1887-1985), посвященная 125-летию со дня рождения белорусского и французского художника, открывается сегодня в Третьяковской галерее. В Инженерном корпусе на Лаврушинском переулке разместились более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура, произведения прикладного искусства из зарубежных коллекций, российских музейных и частных собраний. Выставка раскрывает малоизвестное наследие Шагала — почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику Шагала — выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии (1931–1956) и "Басням" Лафонтена (1950–1952).
"Автопортрет перед домом", (1914), картон, наклеенный на холст, масло. Частное собрание, Париж
Экспозиция в Третьяковской галерее основана на работах из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения "семейного круга" — автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-10-х годах. Эти полотна составляют своеобразную автобиографию Шагала, летопись его семьи. А лейтмотивом выставки предстает образ любимого художником Витебска, который так или иначе присутствует во всех его картинах.
Многие экспонаты привезены из Франции, в частности, группа работ 1960–1970-х годов в редкой технике коллажа ("Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера", "Клоун и его тень (Синий скрипач)", "Лиловая обнаженная", "Гимн Набережной часов"). Впервые московскому зрителю покажут и недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов.
"Свадебный сервиз", (1951–1952), керамика, белая эмаль, роспись
Открытием для российской публики станет и знаменитый "Свадебный сервиз", созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж), а также две мраморные скульптуры для фонтана — "Рыба" и "Птица" (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария).
Проект включен в программу Года французского языка и литературы в России, обозначив тем самым одну из основных особенностей творчества Марка Шагала — его интернациональность. Выставка продлится до 30 сентября 2012 года.
"Гимн Набережной часов", (1968), бумага, коллаж, смешанная техника. Частное собрание, Париж
Текст: Дарья Горшкова