Ренессанс, гуморы и апокалипсис: что смотреть на выставке «Симпатические взаимодействия» в Иванове
В минувшую пятницу в Иванове стартовала масштабная выставка «Симпатические взаимодействия», в которую вошли более 100 работ мастеров советского неофициального искусства и современных художников. Полную свободу выбора произведений из собрания Музея AZ и личной коллекции его главы Наталии Опалевой (такое случается впервые) доверили Александру Дашевскому — куратору, художнику и искусствоведу. Посетили открытие экспозиции и в формате гида рассказываем, почему ее стоит непременно увидеть своими глазами.
О ВЫСТАВКЕ
«Симпатические взаимодействия» оказались в Иванове не случайно — выставка стала ключевым событием фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», который проходит в этом городе уже в шестой раз. Почему в Иванове? Там с советских времен сохранилось огромное количество элементов авангарда и конструктивизма — например, вокзал, «Дом-корабль», «Школа-птица», многочисленные ткацкие фабрики. Уже ради этого город стоит посетить, но все же вернемся к выставке. Дашевский проделал большую философскую работу, отсылая зрителей к представлениям эпохи Возрождения о том, что в теле человека есть четыре субстанции — кровь, флегма, черная и желтая желчи. Словно жидкость, текущая по телу, посетители продвигаются по выставке. Начнем осмотр.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. БУКВА И ЗВУК
Гуманистов Ренессанса занимали вопросы языка, книги, переводы. Просвещенные меценаты, какими были, например, Медичи, часто привозили книги и переводили их, что каждый раз производило колоссальный эффект. Выставку открывает посвященная книжной обсессии видеоработа Саши Пироговой «Библимлен».
Занимали людей эпохи Возрождения также нумерология, эзотерика и даже общение с ангелами. К слову, если в этом месте вы представили кучерявого милого купидона, то заблуждаетесь: для ренессансных мыслителей появление ангела — это ужас. Ну, или повод посоревноваться с сущностью с того света.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МАГИЯ ТОЧНАЯ И ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ
Для Ренессанса магия была очень важна, хотя в нашем понимании эта эпоха ассоциируется с временем науки. Магия была обязательным звеном, скрепляющим отдельные дисциплины — математику, физику, медицину. Центральной наукой являлась астрология. При каждом папе, например, был личный астролог, активно влиявший на принятие важных решений. В данном гуморе можно увидеть работы Андрея Рудьева, Димы Филиппова, Анны Мартыненко, Александра Морозова, Дениса Патракеева, Франциско Инфанте (который, к слову, во всех работах вглядывается в небо), Лидии Мастерковой, Владимира Наседкина, Гриши Брускина.
Люди — что в современном мире, что в эпоху Возрождения — пытались сберечь ценности предков, на которые могли бы опереться. Ренессанс состоял из бесконечной череды катастроф, поэтому попытка объяснить их, найти рациональное и стала причиной популярности магии. Кажется, в этом мы так похожи на ренессансных гуманистов.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МЕДИЦИНА
Следующий раздел ознаменовала третья субстанция — черная желчь. Ее избыток, согласно гуморальной теории, вызывал меланхолию — люди якобы становились либо сумасшедшими, либо поэтами, либо учеными. У Марсилио Фичино, одного из ведущих мыслителей раннего Возрождения, был даже труд о том, как ученому и врачу не сойти с ума (считалось, что это профессиональный риск). Среди рекомендаций: не трогать черного, избегать сухого, опасаться горьких вещей. В третьем разделе выставки идет разговор о медицине и физиогномике — науке, согласно которой по лицу, форме ушей, линии роста волос и прочим данным можно судить о человеке. И да, в этом пункте Ренессанс снова рифмуется с сегодняшним днем — в современном обществе лукизма порой внешность человека влияет на успех. Ренессансный человек также открывал для себя природу лекарственных растений. Часть из них была вымышленной, рецепты — неточными, однако их вносили в травники. Идея отражена в серии «Невозможный гербарий» Кати Исаевой — художница сканировала растения, порой несовместимые, соединяя в одно.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. PRIMUS ET NOVISSIMUS
Последний раздел обращается к теме постоянства и изменений. Его название взято из Откровения Иоанна Богослова — последней книги Нового Завета, часто именуемой Апокалипсис. Три дома раздела посвящены ведьмам, проповедникам и, собственно, апокалипсису, но в оптимистичном ключе. Концепция о том, что после конца света может произойти восстановление божьего замысла, утешала людей эпохи Возрождения. Особенно когда жизнь была невыносима, они верили, что случится Страшный суд и мир вернется в первоначальное блаженно-райское состояние.
В разделе представлены работы Владимира Кустова, Вики Бегальской и Александра Вилкина, Алены Жандаровой, Ани Мирошниченко, Сергея Тихонова, Владимира Янкилевского, Сергея Колосова, Петра Дьякова и Оскара Рабина.
Выставка действует в Музейно-выставочном центре Иванова до 10 марта.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7