Как театр Бориса Эйфмана готовится к премьере постановки "Красная Жизель"
Репортаж с репетиции
Постановка Бориса Эйфмана «Красная Жизель» ценителям балета известна хорошо. Впервые спектакль поставили еще 18 лет назад, и с тех пор о нем успела узнать публика во всем мире — премьеры балета в Америке, Европе и Азии оказались весьма громкими. С тех пор хореографический язык новой версии «Красной Жизели» изменился, о чем говорит и сам Борис Эйфман, объясняя перемены так: «Я поставил «Красную Жизель» почти два десятилетия назад. Это значительный срок, за который мною и моей труппой был проделан серьезный путь развития и открыты новые выразительные и исследовательские возможности психологического балета. Возрожденная «Красная Жизель» не воссоздание старой постановки, а ее переосмысление, отражающее художественную и идейную эволюцию нашего театра».
Сюжет спектакля рассказывает о сложной и трагичной судьбе Ольги Спесивцевой — русской балерины, которую называли «Красной Жизелью». Покорив петербургскую публику, в 1923-м году она эмигрировала во Францию, где продолжила свою балетную карьеру. Впрочем, выбравшись из череды кровавых столкновений, захвативших всю страну и особенно Петербург, балерина так и не смогла их забыть. Под гнет новой власти попало и искусство: Мариинский императорский театр в ноябре 1917 года стал Государственным, а появившиеся вместе с новым названием начальники не разделяли взглядов труппы. Многочисленные потрясения и личные драмы привели к трагедии: Ольга Спесивцева оказалась в лечебнице для умалишенных, в которой провела 20 лет.
«Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной. И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — говорит Борис Эйфман, объясняя свой интерес к жизни балерины.
Драматизм судьбы Спесивцевой хореограф передает на языке танца, обращаясь также к музыке Чайковского, Шнитке и Бизе. Увидеть новую версию балета можно в Петербурге на сцене Александринского театра. Московских зрителей театр Бориса Эйфмана без внимания тоже не оставит: в городе в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» стоит ждать постановку Up & Down, переосмысляющую роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна».