Краски "Золотой маски": навигатор по фестивальной программе
"Драма", "Опера", "Балет" и "Детский weekend"
Драма
Драматическая программа фестиваля наиболее обширна. Из московских спектаклей, если вдруг кто-то еще не видел, стоит выбрать как минимум «фоменковскую» фантазию «Сон в летнюю ночь» (номинации «Драма/Спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» — Иван Поповски и «Лучшая женская роль» — Ирина Горбачева); удивительно нежный, особенно с учетом выбранного материала, спектакль Сергея Женовача «Самоубийца» (номинации «Драма/Спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссера»); абсурдный, нелепый, проникновенный хит прошлого сезона «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова (восемь номинаций, в том числе «Драма/Спектакль малой формы»); историю воскрешения Иисусом Лазаря, которую режиссер Ромео Кастелуччи назвал «Человеческое использование человеческих существ» (три номинации, сам Кастелуччи претендует на премию и как режиссер, и как художник); тяжелый «Бег» Юрия Бутусова, идущий в театре им. Евг. Вахтангова (семь номинаций, одна из которых «Драма/Спектакль большой формы»).
Раз уж мы заговорили о Бутусове, «Бег» — не единственная его работа, представленная в фестивальной линейке. Из Петербурга в Москву приедет также его постановка «Кабаре Брехт» — внятное гражданское высказывание не только самого режиссера, но и вчерашних студентов, а ныне — Молодой студии при театре им. Ленсовета.
В программе нынешнего смотра, как заметили организаторы премии еще осенью, когда были объявлены номинанты, Москва, Петербург и провинция представлены примерно в равных долях. Из петербургской программы стоит обратить внимание и на постановки БДТ им. Г. Товстоногова — «Пьяные» (Андрей Могучий и его труппа плюс текст Ивана Вырыпаева) и «Человек» (словенский режиссер Томи Яженич исследует тему свободы, основываясь на книге Виктора Франкла «Скажи жизни "Да". Записки психолога, пережившего концлагерь»).
Свои спектакли привезет и «Александринка». Часть из них участвует в конкурсе: Теллурия» Марата Гацалова по Владимиру Сорокину, «Маскарад. Воспоминания будущего» (затейливая реконструкция легендарного спектакля Вс. Мейерхольда, поставленная Валерием Фокиным), часть — просто предстанет перед зрителями в рамках программы «Александринский театр в Москве». И если в ближайшее время вы не планируете посетить Питер и пойти в «Александринку», проигнорировать спектакли «Ворон» Николая Рощина, «Макбет» Кшиштофа Гарбачевского, «Литургия Zero» Валерия Фокина и «Конец игры» Теодороса Терзопулоса было бы большой ошибкой.
В рамках программы «Маска плюс» из Петербурга же привезут «Лекцию о нечто» Дмитрия Волкострелова — вторую часть дилогии, основанной на работах Джона Кейджа, а также спектакль Семена Александровского «Топливо», родившийся из реальных интервью с Давидом Яном, основателем компании Abby, разработчиком словарей Lingvo. Его путь режиссер и артист Максим Фомин изучают предельно внимательно, пытаясь разобраться, как вообще устроен человек.
Знаменитый ярославский театр им. Федора Волкова представлен на «Маске» спектаклем Евгения Марчелли «Месяц в деревне» («Драма/Спектакль малой формы» и еще пять номинаций). Это постановка «женская», а точнее о женщине: о природе женского одиночества, о попытках борьбы с ним, о страсти, для которой мало что, кроме нее самой, имеет значение.
Постановка красноярского ТЮЗа «Алиsа» расположилась в категории 6+, но это тот самый спектакль, который не хочется заштамповывать словом «детский». Это история для всех. Существует безумное количество сценических версий сказки Кэрролла. Но вариант Даниила Ахмедова, хоть тот и впервые пробует себя в качестве режиссера (вообще-то он художник), не выглядит на их фоне вторичным. «Алиsа» — это история без слов, но наполненная эмоциональными образами. Ахмедов соединяет повзрослевшую Алису с ее же детством — из этого рождается драматургия, откликающаяся как в детях, так и во взрослых.
Опера
На фестивале будут представлены сразу две заметные «Пиковые дамы». Первая — пугающий спектакль Мариинского театра на тему смерти (музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев, режиссер — Алексей Степанюк). Вторая, будто в противовес, история любви, результат работы Самарского театра оперы и балета (дирижер — Александр Анисимов, режиссер — Михаил Панджавидзе).
Часть музыкальной программы «Маски» оккупирована Пермским театром оперы и балета. В частности, из Перми приедут две оперы — «Дон Жуан» и «Сказки Гофмана».
«Дон Жуан» — заключительная часть проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте», в которую также вошли «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро». Трилогия уже покорила мир, а взгляд Теодора Курентзиса на музыку Моцарта, во многом благодаря этим трем операм, становится все популярнее. Конкретно «Дон Жуан» — о свободе. Идея «Да здравствует свобода!» внятно артикулируется в спектакле, чтобы у зрителей не осталось сомнений, а осталось только ощущение от встречи с музыкой.
Режиссер Катерина Евангелатос рассказывает «Сказки Гофмана», переходя из одного временного измерения в другое: из современности в 1960-е, затем в 1930-е и, наконец, в 1970-е. Главный герой проделывает путь, по выражению режиссера, «через мрачные истории к свету». Но связан ли этот свет с жизнью — ответа нет. Опера вдруг задается не столько музыкальными вопросами, сколько экзистенциальными. Итог — восемь номинаций на «Золотую маску».
Екатеринбургский театр оперы и балета представлен в нынешнем конкурсе минималистской оперой Филипа Гласса «Сатьяграха». И екатеринбургская сцена — первая в России, где идет спектакль, основанный на этом материале, а в мире всего шестая. Тем не менее дирижер Оливер фон Донаньи и режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер сумели создать в достаточной степени дружелюбное пространство для зрителей — как музыкальное, так и сценическое. Опера медитативна (это подразумевается), но отнюдь не скучна. В такой атмосфере фигура Махатмы Ганди, кажется, и должна существовать — в мире, где все бесхитростно, но прекрасно.
Опера Электротеатра «Станиславский» «Сверлийцы» в пяти частях тоже вошла в фестивальную программу. И это отличный повод провести в этом театре сразу пять вечеров.
Балет
Еще пару слов о Филипе Глассе: с ним можно столкнуться на «Золотой маске» не только в оперной, но и в балетной программе. В конце марта проект Сергея Даниеляна показывает Zeitgeist — женскую часть «Соло для двоих». Исполнительница Наталья Осипова претендует на «Маску» в категории «Лучшая женская роль/Балет».
Что до большой формы, здесь мы вновь встречаемся с пермским и екатеринбургским театрами. Ценители уже ждут показа балета «Оранго. Условно убитый» по раннему Шостаковичу. Теодор Курентзис с командой создал ироничное и динамичное высказывание в ретроэстетике. В Москве будет, увы, всего один показ этой оптимистической феерии.
В Екатеринбурге Соль Леон и Пол Лайтфут поставили балет на народную болгарскую музыку. «Step Lightly/Осторожной поступью» вообще-то перенос спектакля 1991 года на российскую сцену. Но от этого формально бессюжетный, но на деле наполненный любовью, страстью и инстинктивными порывами балет не менее ценен.
Борис Эйфман продолжает свои эксперименты с прозой. Открытие прошлого сезона — «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Балет Up & Down, вдохновленный романом, получился почти трагическим: Эйфман и его труппа рассуждают о том, к чему могут привести компромиссы с миром, о том, как человек сам себя губит. Сюжет — в контрапункте с беззаботным джазом, от того судьба главного героя кажется еще более печальной.
Эксперимент
Как водится, экспериментальная программа «Маски» остается одной из самых притягательных: именно она дает понимание, в каком направлении движется современный театр. Среди номинантов — Remote Moscow (променад-спектакль, основанный на разработках Rimini Protokoll), «Звуковые ландшафты» Петра Айду (еще одно доказательство, что звук — это уже музыка, а звуковой образ не обязательно должен сопровождаться визуальным: даже в театре он может «общаться» со зрителем напрямую, и это все равно будет театр) и «Земля» Максима Диденко (у него в дело вступает тело артиста — тоже мощный инструмент воздействия на зрителя, не особенно нуждающийся в дополнительной помощи).
Куклы
Кукольные спектакли нынешнего сезона касаются не детей, но взрослых. Петербургский «Ваня», пермская «Толстая тетрадь», томская «Панночка» рассчитаны на категории 16+ или 18+. «Золотая маска» дает повод (вернее, целых пять поводов — именно столько спектаклей представлены в категории «Лучший спектакль/Куклы») окунуться в концентрированные театральные миры даже тем, кто прежде не считал кукольный театр взрослым «занятием».
Дети
Для детей существует отдельная программа «Детский weekend». Но интерес она представляет даже в том случае, если у вас нет детей. Взять хотя бы «Волшебника из страны Оз» Небольшого драматического театра под руководством Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). Команда сумела создать жизнеутверждающий спектакль вне феерических декораций, зато с трогательными и узнаваемыми героями.
«Золотая маска» начинается самарской «Пиковой дамой» и флешмобом на Павелецком вокзале (да-да, 5 февраля там выступит тот же Самарский театр оперы и балета). Впереди — множество спектаклей. Для тех, кому не достался билет, и для тех, кто живет в регионах, организаторы смотра обещают транслировать некоторые постановки: так что как минимум пермского «Дон Жуана» и «фоменковский» «Сон в летнюю ночь» можно будет посмотреть в кино. И все же многие из привезенных постановок вряд ли еще когда-нибудь доведется увидеть в Москве. И это еще один отличный повод сходить в театр.