Норман Фостер курирует выставку Вэйвэя и Ротко
Архитектор первой величины организует экспозицию в Ниме
Этой весной британский архитектор и лауреат Притцкеровской и Стирлинговской премий Норман Фостер попробует себя в новом амплуа: в качестве куратора выставочного пространства — занятия, которым в следующем году займется и другой титан современной архитектуры — Рем Колхас. Основанное Норманом Фостером архитектурное бюро Foster+Partners уже спроектировало несколько крупных выставочных пространств, начиная от Большого двора в Британском музее Лондона до Национального музея Зайед в Абу-Даби. Однако обычно задачу наполнить залы предметами искусства он оставлял на долю профессионалов.
На этот раз 79-летний Фостер решил собственноручно взяться за дело и организовать выставку в построенном им центре искусств Карре д'Арт. Расположенная в южном французском городке Ним постройка в этом году отмечает свой 20-летний юбилей.
Выбор куратора-архитектора пал на беспроигрышное искусство начала XX века вроде скульптур Альберто Джакометти и живописи цветового поля Марка Ротко, на скандального Ая Вэйвэя, автора самой дорогой фотографии — Андреаса Гурски и популярного светохудожника Олафура Элиассона, а также на Билла Фонтану, Нуно Рамоса, Йозефа Альберса и других.
Альберто Джакометти. "Стоящая женщина", 1958-1959
Получившая название Moving: Norman Foster on Art, выставка пройдет с 3 мая до 15 сентября. Из личной коллекции Нормана Фостера покажут всего лишь только два арт-объекта, но галерея обещает, что на выставке будут работы многих авторов, которых коллекционируют архитектор и его жена. Кроме того, экспонаты будут взяты и из постоянной коллекции центра Carré d’Art. Список авторов по-настоящему впечатляет: кроме всех вышеперечисленных, на выставке под эгидой Фостера покажут Донадьда Джадда, Сола ЛеВитта, Генри Мура, Герхарда Рихтера, Марселя Дюшана, Александра Колдера, Дэна Флавина и многих других.
Умберто Боччони. Unique Forms of Continuity in Space, 1913
Вэйвэй в Ниме будет представлен скульптурой "Без названия (Деревянный мяч)" 2010 года, как раз по соседству с шедевром Боччони 1913 года — Unique Forms of Continuity in Space. Фостер организует выставку как диалог тех, кто правил художественной сценой почти столетие назад, или играет на ней главные роли сейчас. У Михаля Ровнера находится общее с Марком Ротко, у вытянутой скульптуры Иньиго Манглано-Овалье — с Альберто Джакометти, и если изучить экспозицию внимательнее, то хорошо заметна эта связь прошлого и настоящего, которая для Нормана Фостера чрезвычайно важна.
Ай Вэйвэй. "Деревянный мяч", 2010
Матиас Спеша. Без названия, 1991
Пьер Сулаж. Peinture, 222 x 222 cm, 1 septembre 2001, 2001
Михаль Ровнер. Current-3, 2012
Иньиго Манглано-Овалье. Bird in Space Prototype for Mach 10 Hypervelocity Test, 2012
Лос Карпинтерос. Cuarteto rebelde, 2012
Андреас Гурски. Бангкок II, 2007
Ханс Йозефсон. Без названия (Мириам), 1953