О пользе дружеских обедов
И искусстве общего застолья
Многие люди не могут есть на публике. Нет ничего интимнее, чем еда. Проникновение чего-либо в тело, будь то пирсинг или сендвич (я уж не говорю о сексе), до сих пор считается табуированным действием, которое лучше скрыть от посторонних глаз. Именно поэтому мы рассматриваем людей с татуировками или тоннелями в ушах исподтишка, подсознательно испытывая любопытство к любой модификации данного от природы тела. Еда дает нам те же возможности и те же опасения. Есть красиво, опрятно, здорово получается далеко не у всех. Стесняясь собственной неловкости или обжорства, мы скрываемся на кухнях своих квартир или в укромных уголках, где нас никто не увидит, и в спешке поглощаем унылый обед. Вы замечали, что во время еды в общественных столовых люди стараются не смотреть друг на друга, особенно если за столом вынужденно сидят незнакомцы? Такие обеды «невидящего глаза» не приносят ни пользы, ни радости, ни здоровой энергии — одни лишние килограммы.
Другое дело застолье дружеское, когда веселая компания (не навеселе, а именно веселая) старых знакомцев собирается ради беседы и общения. Случается такое не часто, увы, — наши расписания и графики сложно согласуются и в виртуальной реальности социальных сетей мы проводим времени больше, чем с людьми из плоти и крови. Выбирая место для редкой и такой долгожданной оказии, мы чаще всего останавливаемся на новом ресторане, где еще никто не был. Срабатывает природное любопытство: всегда интереснее увидеть что-то новое, пусть даже и слегка пугающее неизвестностью, чем в сотый раз отправиться в ресторацию с изученным до последней запятой меню. Желание новизны толкает нас не только выяснить, что произошло в жизни друзей, но и завести еще одного — ресторан, который вы выбрали.
Но смогут ли два-три блюда, заказанные вами, представить портрет нового знакомца во всей красе или они обернутся одним из десятков эскизов к нему?
Американская журналистка Шарлотта Чандлер, много лет дружившая со знаменитым кинорежиссером Федерико Феллини, вспоминала, что во время походов в рестораны создатель «Сатирикона» и «Сладкой жизни» рекомендовал всем своим спутникам заказывать блюда так, чтобы они не повторялись. Так все могли отведать всё. Феллини перенес в итальянский ресторан идею китайского стола, когда каждый может из общей тарелки положить в свою плошку немного того, немного другого. Такую роскошь сейчас можно позволить себе только в ресторане, ведь обеды в стиле Талейрана, на которых подавали от 32 до 48 блюд только в первую перемену, канули в прошлое.
Зато, применяя «дегустационный» метод, компания человек из 5—6 легко может попробовать от 12 до 20 разных блюд. Вас ждет потрясающее разнообразие вкусов, из которых можно будет выбрать фаворитов. Заказывайте их, не боясь ошибки, на добавку или в следующий раз. Я не говорю уже о массе возникающих в процессе пирушки тем для той застольной беседы, искусством которой сейчас владеют столь немногие, непринужденно заполняющие неизбежные паузы в разговоре даже самых задушевных друзей. Превращая чужое, необжитое еще нашими переживаниями пространство ресторана в свое, естественное и удобное, наполненное эмоциями и смыслом, дружеский обед переводит еду из физиологической потребности в ранг близкого катарсису события.
Некоторую сложность в таком обеде может составить разве что счет. Но разве вы не друзья, чтобы разобраться с этой маленькой неурядицей?