Обзор выставки: "Сальвадор Дали и медиа" в ММОМА
Как гениальный сюрреалист иллюстрировал, писал и рекламировал
По свету бродят разные художники. Есть художники-невидимки вроде Синди Шерман — несмотря на славу, их личная жизнь и даже внешность для многих остаются загадкой. Есть те, кто считает себя лишь проводником божественного дара, скромным исполнителем того, что ниспослано свыше. Сальвадор Дали, безусловно, художник-суперзвезда. По части самопиара сюрреалист мог бы читать лекции голливудским дивам. При его имени усатое лицо с безумным горящим взглядом всплывает в памяти чуть ли не раньше оплывших часов и прыгающих на спящую красавицу тигров. У Дали был особый дар: все, к чему он прикасался, обращалось в тренд. Появление Дали на обложке журнала гарантировало скорейший сбыт отпечатанного тиража. Поэтому неудивительно, что эпатажный безумец и мировой глянец быстро нашли общий язык. Об этих долгосрочных и чрезвычайно плодотворных отношениях рассказывает новая выставка "Сальвадор Дали и медиа" в стенах ММОМА на Гоголевском бульваре.
Экспозиция представляет художника в нескольких ипостасях. Самая очевидная из них — Дали-иллюстратор. Его стиль, яркий, глянцево-гладкий, причудливый, как влитой ложится на страницы печатных изданий. Послужному списку Дали можно позавидовать: он сотрудничал с Vogue, GQ, Newsweek, TV Guide и десятками других газет и журналов. Иллюстрации художника — уменьшенный и более наглядный вариант его живописных работ. На водах качается исполинский деревянный корабль, корма которого зарастает деревьями и многоэтажками. Фигуры в старомодных платьях, похожие на бродячих вагантов, пляшут посреди типичной для Дали пустыни. На иллюстрации для журнала Click из головы сидящего за столом художника струится женский профиль с пресловутыми часами на щеке. Какое издание ни возьми — всюду Дали узнаваем, понятен и приятен.
Видео повторяется снова и снова. Укус — усики — восклицание! Укус — усики — восклицание!
Чуть сложнее дела обстояли у Дали-журналиста: чернилами художник писал все же хуже, чем красками, поэтому редакторы учтиво предпочитали печатать сюрреалистичные рисунки, а не крючковатые тексты художника. Но взглянуть на испанское издание 1919 года, на страницах которого Дали впервые опробовал свое перо, все же невероятно любопытно. Куда удачнее работали Дали-издатель и Дали — арт-директор. Один из самых курьезных экспонатов выставки — таблоидные полосы Dali Mail, четырехстраничной имитации газеты Daily Mail. Главной сенсацией листка, конечно, был сам Дали.
Еще один бесспорный его талант — умение рекламировать. Выставка прошла мимо знаменитого логотипа Chupa Chups — достаточно зайти в любой магазин, чтобы оценить дизайнерские таланты Дали-креативщика. Зато на суд публики выставили другую известную рекламную кампанию — для шелковых чулок Bryans. Изящные женские ножки то превращаются в крылья, то сходятся арками, то указывают в разные стороны стрелками часов.
Выставку, почти целиком состоящую из пожелтевших печатных страниц, непросто избавить от монотонности и воспитанного зевка в ладошку. Организаторам удалось это сделать с помощью темных залов с видеопроекцией. В одном из них, самом последнем, Дали рекламирует шоколадку: художник откусывает плитку, глаза его загораются, знаменитые усики поднимаются вверх, наконец, он выкрикивает: "Je suis fou du chocolat Lanvin!" ("Я без ума от шоколада Lanvin!"). Видео повторяется снова и снова. Укус — усики — восклицание! Укус — усики — восклицание! Если пробыть в этом зале несколько минут, рекламный ролик превращается в настоящий гипнотизирующий видеоарт, передающий публике изрядную долю виртуозного безумия Сальвадора Дали.