"Шалтай-Болтай" представил коллекцию фарфора к 120-летию Варвары Степановой
Дизайн Елены Китаевой
Вчера исполнилось 120 лет со дня рождения российской авангардной художницы Варвары Степановой. Магазин "Шалтай-Болтай" решил воскресить ее творчество в новой коллекции фарфора. Дизайн предметов разработала художница Елена Китаева. Получилось несколько серий в хрестоматийной гамме русского авангарда — черно-бело-красной. Тарелки "Цифры" изображают номера, разработанные Степановой, а "Ткани" — принты, которые художница предлагала использовать в текстильной промышленности Страны Советов.
Наконец, самая оригинальная часть коллекции — геометричные фарфоровые "куклоиды". "Хит нашей коллекции — это именно куклы. Их одежды изображают проекты Варвары Степановой, которые она подготовила для спортивных соревнований", — рассказывает Елена Китаева. Неподалеку от стенда с работами художницы разместилась полка с книгами о мэтрах русского авангарда, среди прочих здесь есть материалы и о Варваре Степановой. Многие гости арт-магазина решили полистать и сравнить оригинальные творения Степановой с тем, как их интерпретировала современная художница.
"Шалтай-Болтай" Валерии Роднянской и Юлии Гельман, пожалуй, самый концептуальный московский арт-магазин. Здесь можно найти как игривые ломтики хлеба и дольки чеснока из фарфора, так и плакаты с принтами известных современных художников. Встречаются даже такие редкости, как графика Тимура Новикова. С магазином сотрудничают Айдан Салахова, Павел Пепперштейн, группа АЕС+Ф, Андрей Бильжо, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский (их принты — хит продаж концепт-стора). К масштабной ретроспективе Эрика Булатова в "Манеже", которая открылась этой осенью, "Шалтай-Болтай" подготовил линейку свитшотов и футболок с принтами произведений знаменитого художника — теперь хрестоматийная работа Булатова "Не прислоняться" может спасти от московских заморозков.
Варвара Степанова, память которой почтил арт-магазин, на долгие годы оказалась незаслуженно забыта, оставалась в тени знаменитого супруга — Александра Родченко. Между тем ее дизайн обладает неповторимым стилем и отличается четкой геометрией и контрастными цветовыми решениями. Ее спортивные женские костюмы, расчерченные широкими черными полосами по белой ткани, кажутся эскизами к современной коллекции prêt-à-porter. Пожалуй, главное произведение художницы — серия "Фигуры" 1919—1920-х годов, в которой представлены гротескные фигуры людей, занятых своей работой. В 1922 году Степанова разработала костюмы для знаменитой постановки Мейерхольда "Смерть Тарелкина" — сейчас некоторые из них выставляются в музее "Гараж" в рамках экспозиции "Перформанс в России".
Художница разрабатывала рисунки тканей для советских текстильных фабрик и параллельно читала лекции на текстильном факультете Вхутемаса. Степанова хотела изучить взаимосвязь между фактурой и рисунком. В 1924—1925 годах художница вместе с Владимиром Маяковским создавала рекламные плакаты, занималась оформлением журналов. Одновременное и равноправное воздействие слова и изображения — одна из главных идей Степановой. С 1926 года она занималась исключительно полиграфией, лишь в последние годы жизни вернувшись к фигуративной живописи.