Ретроспектива Дмитрия Пригова открылась в Третьяковской галерее
"От Ренессанса до концептуализма и далее"
Основная тема выставки Дмитрия Пригова, который сознательно нарушал многие табу в искусстве модернизма и нарождающегося постмодерна, — соотношение категорий "сакрального", а также "возвышенного", "прекрасного", "ужасного" и "безобразного". Один из первых московских концептуалистов был тонким аналитиком: он увидел суть современного искусства как жесткую, тоталитарную систему запретов.
Пригов обращался ко многим аспектам и "болевым точкам" российского культурного сознания. Он говорил о проблемах иерархии, сакрализации власти, не только божественной или государственной, но и власти образов и слов.
Ретроспектива включает в себя около 350 работ из коллекции Третьяковской галереи и Фонда Пригова: скульптуры, инсталляции, масштабные графические листы, а также многочастные серии, которые никогда прежде не выставлялись. На ней можно проследить все основные образы творчества Пригова, к которым он обращался с 1970-х. Работы из серий с глазами, окнами и "выеденным яйцом" здесь сочетаются с ранними "сюрреалистическими" композициями, а также работами на тему черных дыр и прорывов в другие миры.
Соединение изображения и текста — еще одна линия в творчестве Пригова. Художник, а также поэт и прозаик, он складывал букеты из забракованных стихов и составлял инсталляции из газет.
В пяти залах воспроизведены масштабные трехмерные проекты Пригова — на основе его эскизов в Третьяковке появились "фантомные инсталляции" с условными названиями "Динозавр", "Разрезанный глаз", "Русские классики", "Лестницы". Внутри них можно почувствовать себя "действующим лицом" на приговской "сцене", а также ощутить вес его творчества в европейском и российском культурных контекстах.
Выставка Дмитрия Пригова "От Ренессанса до концептуализма и далее" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открыта с 16 мая по 9 ноября.