Фильм «Арахисовый сокол» с Шайей Лабафом — подарок всем, кто вытерпел «Временные трудности» с Иваном Охлобыстиным
«Если ты веришь в себя так же сильно, как Соленый Реднек, то сможешь набраться сил и опыта для Атомного Броска!» — Зак смотрит одну и ту же кассету, где его кумир, рестлер Соленый Реднек, послушно прокручивает один и тот же финт. Заку всего 22 года, из-за синдрома Дауна от него отказалась семья. Теперь он живет в доме призрения, где за ним ухаживает молодая сотрудница Элеонор. Зак мечтает оказаться в школе рестлинга — и однажды, раздевшись догола и обмазавшись жидким мылом, он продирается сквозь решетку на окне. По пути он встречает Тайлера — добродушного ловца крабов, вынужденного скрываться от жуликоватых коллег по цеху. Чем закончится это путешествие — узнаете в финале «Арахисового сокола».
Этот фильм — тот случай, когда говорить о его идее хочется больше, чем о ее экранном воплощении (хотя и то и другое удалось режиссерам Майку Шварцу и Тайлеру Нильсону — пресса искренне хвалит их работу). С исполнителем главной роли, актером Заком Готтзагеном, они познакомились в лагере для творческих людей с особенностями. Видимо, тогда же появилась идея: Шварц и Нильсон писали сценарий, зная, кому они отдадут эту роль. Утверждение, что вера в собственные силы способна сдвинуть горы, кажется до зубного скрипа наивной, но не в этом случае. Зак упорно доказывал его не на экране, а в жизни. Сначала Готтзагена игнорировали в школе, потом — не принимали в школу искусств: зачислили только после судебного заявление матери. По словам авторов, деньги на проект тоже достались с трудом: в одном из интервью Нильсон рассказывал, что им предлагали финансирование, если они согласятся заменить актера. В итоге проект поддержали Альберт Бергер и Рон Йеркса, спродюсировавшие в свое время «Маленькую мисс Счастье» — премилейший фильм о маленькой девочке, мечтающей выиграть в конкурсе красоты.
Путешествие Зака и Тайлера принимает форму классического американского роуд-муви с одной поправкой: дорога из Северной Каролины во Флориду пролегает через океан, а вместо машины у героев — нехитрый плот, который они же и смастерили. Пейзажи Восточного побережья Америки кажутся идеальной декорацией для этой истории, а ветхие хибары и ржавые фургоны, что встречаются героям по пути, делают фильм еще выразительнее. Сознательно или нет, режиссеры стерли с картины любые намеки на время — о конкретной эпохе (если, конечно, не брать в расчет VHS-кассету) здесь не говорит почти ничего. Да и нужно ли оно во вневременном сюжете о дружбе разных — и в то же время похожих — людей?
Главное достоинство «Арахисового сокола» — многомерность персонажей. Герой Шайи Лабафа, краболов Тайлер, не сразу принимает нового друга, у него и своих забот предостаточно. Он человек не самого большого ума, но выдающегося сердца: даже в начале его выпады в сторону Зака смотрятся как дань классического сценарного превращения придурка в славного парня. Очевидно, ему некуда идти — и он берется воплотить мечту нового друга. Даже американские реднеки — архетип любого подобного роуд-муви — не кажутся плоскими дурачками. Они не сыплют оскорблениями в адрес Зака: чудовищное в своей жестокости слово «отсталый» в фильме звучит пару раз, не больше. Элеанор в исполнении Дакоты Джонсон получилась искренней и чуткой — кажется, пока что лучшая роль в карьере дочери Мелани Гриффит и Дона Джонсона. Но, конечно, актерски фильм держится на Заке Готтзагене. Тот факт, что человека с синдромом Дауна играет актер с синдромом Дауна — честное и современное решение, хотя по сценарию ему можно было придумать любой другой диагноз, а на роль позвать любого другого актера. Особенно если вспомнить «Человека дождя» тридцатилетней давности, в котором, как вы помните, человека с аутизмом играл Дастин Хоффман.
Иван Охлобыстин — одиозный персонаж русского бестиария — в заголовке рецензии появился не случайно: трудно не сравнивать «Сокола» с фильмом «Временные трудности», который Антон Долин назвал худшей картиной за прошлый год. В ней отец, которого играет Охлобыстин, с фашистским садизмом муштрует сына с ДЦП. Вопреки здравому смыслу, его давление приводит к успеху — его сын Саша Ковалев чудесным образом исцеляется. Не нужно быть киноведом, чтобы сообразить: идея российского фильма — вопиюще фальшивая в своем блеске — о том, что не бывает непреодолимых препятствий. Сюжет «Арахисового сокола» тоже опирается на особенности жизни человека с врожденным синдромом. Правда, делает это иначе, не ломая жизнь людей с инвалидностью в угоду тем, кому посчастливилось родиться без серьезного диагноза в анамнезе. И оттого эта картина не выглядит химерой, что паразитирует на сложной теме и спекулирует на зрительской жалости.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7